Так по замыслу проектировщиков мог бы выглядеть Московский проспект:
под землёй метрополитен, а над ним — многоуровневые эстакады с парковками
Воронежцы грезили о метрополитене как минимум последние лет тридцать. Сейчас Воронеж подошёл к метро ближе, чем когда бы то ни было. По замыслу проектировщиков первый тоннель метро пройдёт под Московским проспектом и соединит площадь Ленина с Северным районом.
Проект века
Недавно заведующий кафедрой строительства автодорог ВГАСУ профессор Владислав Подольский в очередном разговоре о дорогах заявил: «В Воронеже будет метро. Причём скоро». Профессор сослался на то, что не может раскрыть все подробности, но говорил уверенно. Что же произошло? Оказалось, не дожидаясь предложений от областных и городских властей, воронежские учёные сами пришли к ним с проектом реконструкции улиц и прокладки метрополитена.
Проект разработала воронежская фирма, занимающаяся проектированием мостов. Первая и пока единственная схема воронежского метро занимает большую часть стены в кабинете директора фирмы Игоря Березина. В конце апреля схема была презентована в Москве на форуме «Доркомэкспо».
— Город без быстрого транспорта — археологический музей, — констатирует Игорь Березин. — Осенью прошлого года меня пригласили в областное правительство на совещание, посвящённое развитию дорожной сети. От проектных организаций ждут предложений. Поэтому наша фирма подготовила проект, включающий в том числе и метрополитен. Проектное предложение по метрополитену мы недавно передали в правительство и в мэрию.
Схема линий Воронежского метрополитена
Трамвай уйдёт под землю
Вопрос о стоимости строительства метро Игорь Березин предупреждает сразу — говорит, что старался экономить. По его мнению, метрополитен — не такой уж дорогой вид транспорта. Тем более что Воронежу проектировщики предлагают метро мелкого заложения, тоннели которого проходят на глубине не более пяти метров.
От московского это метро отличается также короткими перегонами между станциями — от 700 метров до 1,2 километра — и подвижным составом. Игорь Березин и его коллеги видят под землёй не классические вагоны Мытищинского машиностроительного завода, а современный скоростной пяти-шестивагонный трамвай — что-то похожее на метро Мюнхена. Один из главных показателей рентабельности метро — пассажиропоток. В провинциальных городах он не может быть таким же, как в столице. В итоге в построенном с размахом нижегородском метро вагоны курсируют полупустыми.
Где копать будем?
По замыслу проектировщиков воронежское метро в основном будет проходить непосредственно под проезжей частью на главных магистралях города. Объясняется это просто: строить такое метро можно не шахтёрским методом, а сверху, вскрывая проезжую часть и закладывая тоннели с бетонными стенками.
Воображение уже рисует кошмарные картины перекрытого из-за строительства метро Московского проспекта. Но Игорь Березин успокаивает:
— Ширина тоннеля с учётом стенок в любом случае не более 10 метров, а ширина проезжей части на многих улицах — 25-30 метров. Поэтому тоннель занимает лишь чуть большую площадь, чем, скажем, недействующие трамвайные линии. Кроме того, такое строительство, конечно же, ведётся постепенно — вскрыли проезжую часть на протяжении, к примеру, 100 метров, проложили тоннель, закрыли его сверху, пустили движение, пошли дальше. Такой способ прокладки тоннелей поможет привести в порядок и дороги. У нас же много лет говорят, что нужно менять щебёночное основание.
После этого наш собеседник заявил, что метро можно удешевить за счёт строительства над метрополитеном многоуровневых эстакад с парковками. Опоры эстакад могут стать стенами метротоннеля, а разместившиеся на первом и втором уровнях эстакад парковки должны заинтересовать инвесторов. Кстати, по подобному проекту Игоря Березина (только без метро) уже построен мост в Улан-Удэ, под которым разметилось 700 парковочных мест.
Здесь стоит вспомнить о том, что метро — электротранспорт и электричества оно потребляет как несколько огромных предприятий. А нынешняя энергосистема электротранспорта находится в плачевном состоянии. Но Игорь Березин и в этом случае не унывает. По мнению проектировщика, обойтись можно зарекомендовавшими себя в Европе газовыми электростанциями.
«Следующая станция…»
Проектировщики считают, что Воронежу в идеале нужны три пересекающиеся линии метро: Московско-Авиазаводская (от студенческого городка, расположенного рядом с «Олимпиком» на Московской трассе, до района ВАИ), Димитровско-Семилукская (от остановки «Общежитие» на 9 Января до улицы Волгоградской) и Усманско-Первомайская (от магазина «Метро» до Перхоровича).
В первую очередь потребуется, конечно же, ветка из Северного района в центр города — часть Московско-Авиазаводской линии. Пока на ней 11 станций: «Студгородок», «Областная больница», «Военный городок», «ТЦ «Московский проспект», «Памятник Славы», «Автовокзал», «Политехнический институт», «Площадь Заставы», «Кольцовская», «Площадь Ленина», «ВГУ». Дальше, как считает Игорь Березин, вполне можно проложить часть Усманско-Первомайской линии — от магазина «Метро» до площади Ленина.
Преимущество этой линии в том, что она может быть в основном наземной и пройти по трамвайной эстакаде Северного моста (говорят, что изначально эту эстакаду и проектировали под метротрам). Чтобы доказать серьёзность своих намерений, проектировщик достал из стола чертёж, на котором показано расположение станции «Площадь Ленина», и начал объяснять, как можно было бы разместить саму станцию и входы и как на время строительства станции можно пустить городской транспорт в объезд по самой площади…
В любом случае хорошо, что обычная фантастика сейчас стала научной. Тем более что проект, о котором мы рассказали, может пригодиться в любой момент. Потенциальные инвесторы не любят, когда к ним приходят с пустыми руками. А история казанского метрополитена, который начали строить в сложные 90-е годы и открыли в 2005-м, показывает, что даже самый дерзкий проект осуществим. Дело лишь в том, кто его осуществляет.
Какой скоростной транспорт мог появиться в Воронеже
В 80-е самым обсуждаемым в городе проектом был скоростной электротранспорт на магнитном подвесе. По словам бывшего мэра Александра Цапина, идея была вполне реальной и в конце 80-х якобы даже было принято решение опробовать новый вид транспорта в Воронеже и Ереване. К этому времени в подмосковном Раменском построили испытательный полигон с почти километровым участком пути. Уже в 1979 году здесь успешно опробовали первый в мире вагон ТП-01 на магнитном подвесе. Чуть позже были созданы и испытаны более совершенные вагоны ТП-02, ТП-03, ТП-04 и ТП-05. Последний даже сняли в качестве действующей декорации в телефильме «С роботами не шутят» в 1987 году. Идея не осуществилась в связи с кончиной СССР.
В 90-е годы воронежцам было не до метро. А вот в начале 2000-х руководитель городского управления пассажирского транспорта Валерий Мочалов активно презентовал проект монорельса. Правда, в проекте было лишь несколько фото, созданных с помощью компьютерной графики.
Более или менее серьёзно о скоростном транспорте власти заговорили в 2007-м. В принятом Генплане заложен проект городской железной дороги (некоторые называют её «лёгким метро») вдоль действующих железнодорожных путей. В 2008 году на воронежском инвестиционном форуме мэрия даже искала инвестора, который был бы готов вложить 15 миллиардов рублей в линию длиной 30,8 км. Увы, не нашла.
С приходом нового губернатора областные и городские власти заговорили о том, что хорошо бы по действующей железной дороге пустить электрички из Юго-Западного района в Отрожку. И попытались попросить на это деньги у министра транспорта. Результат пока также отрицательный.
Был в Воронеже на практике в 1985г. Бродили по ещё не открытому двухъяросному трамвайно-автомобильному мосту через речку Воронеж. Классный был
город с хорошо развитой трамвайной сетью, в т.ч. и по левому берегу. На электричке, кстати, не знаю как сейчас, можно было проехать от химзавода и авиазавода в старую часть города на центральный вокзал. Какие-то уроды в лице местных мэров или губернаторов похерили весь общественный электрический рельсовый транспорт в городе, за что должны быть повешены за яйца на воронежских яблонях, дающих обалденно вкусный урожай. А на метро у них не то чтобы огурцов, но и помидоров не хватит. Москвич, который очень переживает за воронежский трамвай.
mitek, жжоте, товарищ!
я считаю, что метро в Воронеже можно очень хорошо описать фразой из Некрасова - "жаль только, жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе". как-то так.
ну надеюсь что про воронежское метро мы чтонить услышим))) хоть верится с трудом... Тут конечно сразу несколько вопросов:
1) если перегоны короткие, то зачем "скоростные поезда" - это до каких скоростей они собрались там на километре разгоняться?
2) по поводу электроэнергии - так это он еще и о строительстве тэц на газу задумался, лучше б про строящуюся Нововоронежскую АЭС-2 чтонить сказал - если там два блока сделают, а это 2 ГВт, то тада часть и на метро можно...
Администрация молодцы - быстро людям дали надежду на метро, чтоб они про трамвай забыли...
Другое интересно, нафига им метро? На деньги и время потраченое при строительстве этой метротрамы можно сделать почти вдвое большую сеть трамвая, полностью(ну или почти полностью) обособленой. В Воронеже есть пассажиропоток на пяти-шести вагонный трамвай(150 человек на 5 вагонов, 750 человек, нехилый запас.).
что-то на схеме у них изгибы совсем не метрошные. скорее на скоростной (или даже обычный) трамвай тянет. Тогда только один вопрос: зачем было тогда трамвай разрушать, чтобы сейчас его обратно так пафосно восстанавливать?
=ptah-тч2=, это стандартный для советских метрополитенов перекрест с треугольником посредине - см Киев, Харьков, Ташкент, проекты Донецка, Самары, Екатеринбурга, Минска.
Честно говоря - с трудом верится. В Волгограде-то еле-еле рожают продление подземной части метротрама, а тут с чистого листа такой амбициозный проект хотят начать...
Глядя на картинку хочется предложить более амбициозный прожект, проложить по земле нормальную дорогу в 4 полосы, по середине выделенные трамвайные пути, а вокруг всего этого построить парковки, магазины, а дорогу внутри оставить:) Это польбому будет дешевле чем стоить то что на картинке.