Интересующиеся могут заглянуть сюда или сюда, а я пока потихоньку начну свой рассказ.
Трамвай в Барнауле поразил меня своей капитальностью — большая часть путей как железнодорожные, много выделенных линий, системы из вагонов — всё это эхо от советских планов скоростного трамвая, которые так и не реализованы. Однако с тех пор не было разобрано ни одной линии, несмотря на то, что сейчас пассажиропоток оставляет желать лучшего, ведь многие предпочитают хлам типа маршруток. На то есть объективные причины — трамвайная сеть в нескольких случаях не дотянута до отдалённых микрорайонов, во многих местах вагоны едут с низкой скоростью. Хотя кажется — разгоняйся вволю, благо пути в хорошем состоянии. Но почему-то нет.
А по путям колесят два типа Татры — Т3 и Т6, вагоны старенькие, особенно «круглые» татры. Я их хорошо помню из детства в Москве. Зимой в Барнаул привезли новенький ЛВС-2005 из Петербурга, надеюсь, он не останется одним молодым среди старичков и старушек.
Если мы приезжали рано утром на вокзал, то садились в трамвай — он уже ходит. Если я еду поздним вечером, то на трамвае. Если хочется отдохнуть после тяжёлого буднего дня — садишься на семёрку и едешь по Змеиногорскому тракту, почти по лесу.
Пожалуй, можно приступить к показу картинок. Но прежде советую поглядеть схему линий, чтобы уверенно ориентироваться в непонятных топонимах, которыми я вынужден буду вас завалить.
Ближе всего к нашему общежитию находилось кольцо «Площадь Свободы», где оборачиваются 1 и 5 маршруты (а иногда можно встретить и другие). Здесь садится немного народу в силу пустынности самой площади.
На конечной станции есть своя диспетчерская и тупик для отдыха трамваев:
Порой здесь скапливается немало трамваев. Вообще большим плюсом барнаульской системы является высокая интенсивность движения трамваев. Долго ждать не придётся (если, конечно, не перегородил кто-нибудь пути). Поэтому стоящих людей мало.
От кольца на пл. Свободы идёт небольшая линия по улице Ползунова, после чего она соединяется с линией семёрки. Пожалуй, о ней я скажу прежде всего, потому что я и прокатился по этому маршруту в начале жития в Барнауле. 7 маршрут идёт по Змеиногорскому тракту через всевозможные санитарно-оздоровительные учреждения, о чём говорят названия остановок «санаторий N», «Больница N».
А привозит вас «круглая» татра и вовсе на «Кордон». Да, меня дико привлекло это название, но на деле это оказался круг между сосновым лесом и шоссе к микрорайону Южный. Собственно, основной поток пассажиров направляется в сей микрорайон, поэтому трамвай здесь востребован только работниками и посетителями оздоровительно-успокоительных заведений. Однако выделенная линия по левому крутому берегу Оби вдоль соснового леса прекрасна и вообще. После Нагорного парка идёт длинный перего-спуск к пл. Спартака, где мы оставили линию 1 и 5 маршрутов. На этом перегоне я катался быстрее всего, там трамвай риальне скоростной.
На пл. Спартака возле центра жизни — супермаркета — садятся основные массы пассажиров, к которым часто примыкали и мы. Через пару остановок у вас есть выбор ехать дальше в сторону вокзала или свернуть на.. да-да, Онотоле! Улицу Анатолия, которая в данном месте становится абсолютно и бесповоротно трамвайной. Более того, здесь проходят сразу три маршрута. Так что жители окрестных домов неустанно содрогаются с тележками пожилых Татр.
Вот совсем пожилая двухдверная татра (уже не возит пассажиров) стоит на Красноармейском пр. перед поворотом на улицу Анатолия. Повернём вместе с ней. Благо все стрелки автоматические, и вагоновожатым не надо в мороз и стужу вооружаться наноломом.
Вот, собственно, и улица Анатолия:
С виду ничего особенного, хехе. Так, деревянные шпалы, зелень и трамваи.
Справа находится бестолковый музей автоугона, а слева красивый Покровский собор.
Через пару остановок очередная монументальная развязка — здесь 5 и 3 маршрут уходят направо, а 4 и 7 прямо к депо. Недавно был ремонт, так что вокруг путей разбросан всевозможный треш и угар. Ну, песочек, щебёночка, такие всякие дела.
Прямо линия идёт между жилыми домами и полуабандоном заводом агрегатов:
Наконец, впереди апофеоз трамвайной стороны улицы Анатолия — конечная станция «Трамвайное депо» № 1 и само депо, а между ними железнодорожный переезд. По кольцу можно обернуться в любом направлении благодаря съезду перед ним, так что у вагоновожатых очень творческая профессия. У пассажиров тоже творческая работа по посадке в нужный вагон.
А вот и гейт в депо, соединяющий ветку на завод агрегатов и трамвайную сеть. Когда не привозят новые трамваи (это бывает раз в 10 лет), на нём стоит ржавый кузов от Татры:
В самом депо ещё много откатавших своё трамваев:
Кроме осмотра кольца и переезда у депо здесь больше делать нечего, разве что знакомиться с местными ребятами у пивного ларька, опа. Так что поедем куда-нибудь дальше. Впрочем, самые интересные участки барнаульской сети я уже показал-описал, так что дальше свернусь к показу картинок.
На востоке Барнаула есть кто-бы-мог-подумать посёлок Восточный, до которого не доходит трамвайная линия. Но её конечная взяла да и назвалась по посёлку. Хотя идти до него ещё целый квартал. Здесь оборачиваются 3 и 4 маршруты.
«Полна горница людей» — это явно не про трамвай, идущий с посёлка Восточного:
Кроме улицы Анатолия есть ещё одно место, где трамвайная сеть интимно близка с железной дорогой — это возле мясокомбината. Но слияния рельс здесь не происходит, просто близость.
Раз уж я перешёл к трамвайным линиям за железной дорогой в промзонах, то не могу не упомянуть пр. Космонавтов, где есть милая конечная «Поток» и бывает немалый трамвайный трафик:
...
Чаще всего в салоне Татры «квадратной» было чуть более чем много места:
...
Одним милым днём мы с Машей решили доехать до самой дальней точки трамвайной сети — Пивзавода. К нему идут две линии по окраине жилмассива, затем сливаются и тянутся через разные заводы-склады. Ехали мы весьма длинно, был и завод майонеза и мост над подъездными путями к ещё одной ТЭЦ. Больше всего меня удивило, что столь отдалённое кольцо весьма плотно заставлено скучающими Татрами. К тому же нас мгновенно накрыл добрый алтайский ливень, так пришлось быстро снять столпотворение трамваев и найти отправляющийся в цивилизацию вагон.
...
Просто фотография из мокрой татры
Самые приятные моменты были, когда уже в сумерках мы ехали обратно домой. Знакомые с детства звуки Татры, огни города, бурчание вагоновожатой. Один раз я ехал рядом с кондуктором — парнем в гоп-кепке. Так вроде гопник гопником, а работает вот кондуктором. Удивило.
Да, вечерний трамвай..
...
________________________________________________________
спасибо за внимание
Репортаж шикарен :)
В Нижнем кстати что-то похожее, там тоже мощная трамвайная сеть, так как на этом держится город, и состояние путей похожее. Пути там местами настолько раздолбанные что на поворотах буквально с сидений слетаешь :D
Присоединяюсь к вышесказанному!!! Спасибо за отличный репортаж- прямо окунулся в атмосферу Барнаульского трамвая. Мне понравилась фотография стареньких Татр в депо- эдакое продолжение темы Постапокалиптика ;))
HighEnd, спасибо за лестную оценку, но в НН сейчас немного не так. Сеть у нас была мощная лет 10 назад. Сейчас две хребтовые линии демонтированы, ещё одна закрыта из-за ремонта одного из мостов. Последняя ощная линия также под угрозой из-за засилия маршруток и владелецьв л/а. Трамвай перевозит 130-150.000 пассажиров в день. Для сравнения автобус перевозит 500.000 человек, ну и многочисленное пазло где-то столько же. Трамвай не развивается уже 20 лет, и год от года становится всё хуже и хуже. Власть трамвай не интересует вообще, ГИБДД видит в трамвае угрозу для города, а не спасение от пробок, последние энтузиасты в депо из последних сил поддерживают более-менее стабильную работу. Движение трамваев на половине линий нерегулярное, вагоны регулярно стоят из-за пробок, аварий, негабаритов. Само собой пассажирам такой транспорт не нужен, даже если он экологически чистый. Перспектив на данный момент не видно: либо полный крах в стиле воронежа через 3-5 лет, либо возрождение. Второй вариант, конечно, более желателен и он вполне осуществим, но скорее всего уже при другом мэре и другом руководителе ДТИСа.
"дмитрий из нн" Не знал не знал... печально...
Вообще живу в Москве но в Нижнем часто бываю, трамваями в основном пользуюсь.
Самое что меня там поразило - что машинист в ручную стрелку переводит :)
Мы Москвичи видемо зажрались XD
Спасибо за такой информативный коммент, много нового узнал ^^).
Спасибо за прекрасный репортаж! Действительно в Барнауле прекрасная трамвайная система, возможности которой в настоящее время, увы, не полностью реализуются. Действительно беда и в том, что много коммерческих автобусных маршрутов, которые дублируют трамвайные и в том, что часть линий не дотягивает до "пригородов-спутников" как например линия 7-го трамвая не доходит до Южного, а линия к Пивзаводу не довозит до Новосиликатного. Но даже в существующем виде трамвайная сеть могла бы работать намного эффективнее. Дело в том, что маршрутная сеть не претерпела изменений с советского времени, когда пасспотоки строились по принципу "жилмассивы - промышленная зона", а учитывая тот факт, что Барнаул вообще сам по себе очень промышленный город (огромное количество заводов эвакуировано из блокадного Ленинграда), таких маршрутов большинство, и востребованность их в настоящее время довольно низкая, поскольку места приложения труда находятся в центре. При этом никакого пересмотра маршрутной сети на наблюдается, да и о каком пересмотре может идти речь при том, что 100 % подвижного состава давно выработало свой ресурс... Вот и получается так, что на основных направлениях коммерческие перевозчики заправляют. В то же время даже по существующим путям вполне можно запустить маршрут "Пл. Свободы - Красноармейский - Пр. Ленина - Северо-западная - ул. Антона Петрова - Докучаево", сняв какой-нибудь из заводских маршрутов. Это позволило бы снять 60-й автобус и некоторые маршрутки и существенно разгрузить дороги. Но пока в основном слышно о всяких вредительских пожеланиях типа переноса путей с Ленинского на Калининский, где вообще непонятно кому трамвай будет нужен (Горадминистрация вообще не отличается повышенным вниманием к трамвайному хозяйству). Но в первую очередь конечно хотелось бы чтобы задвигалось дело с обновлением парка, благо и программа обновления уже есть и первый опытный экземпляр ЛВС-2005 уже катается, остается только осуществить...