К 65-летию Великой Победы на Сокольническую линию вышел обновлённый поезд «Курская дуга». Теперь семивагонный состав оформлен в едином стиле. А на каждом вагоне кроме названия «Курская дуга» и Георгиевской ленточки появились красные звёзды и знамёна с именем поезда доблести.
Поезд «Курская дуга» впервые появился на линии 8 мая 2003 года. Его выход был приурочен к 60-летию знаменитого сражения. С первых дней одним из машинистов состава стал Дмитрий Шакурин.
Героическая память
— Когда стало известно, что поезд «Курская дуга» будет курсировать по нашей линии, — признаётся машинист Дмитрий Шакурин, — я и не думал, что буду управлять им. Поэтому решение руководства стало приятной неожиданностью и вот уже 7 лет вывожу на линию свой любимый состав.
Как признаётся Дмитрий, «Курская дуга» для машинистов, работающих на нём, поезд особый.
— По техническим характеристикам он, конечно, не отличается от других, — рассказывает он, — но каждый раз, садясь в его кабину, возникает особое чувство, настроение становится более торжественным.
Благодарность за подвиги
Самые благодарные пассажиры именных составов — мальчишки и девчонки, для них такая поездка настоящее приключение. Бывает, ведёшь обычный поезд, смотришь, а на перроне семья с детьми стоит, но в вагон не заходят. Сразу понятно, что ждут «Курскую дугу» или «Красную стрелу», которая тоже работает на нашей линии.
Во время военных праздников на станциях Сокольнической линии часто можно увидеть торжественно одетых ветеранов с цветами: они ждут прибытия именного состава. Для них, свидетелей боёв, «Курская дуга» — это не просто поезд-музей, а благодарность за их подвиги.
В кресле пассажира
Как и любой москвич, Дмитрий не представляет своей повседневной, внерабочей жизни без метро.
— В кресле пассажира ощущения совершенно иные, вроде недавно ты вёз людей, а теперь тебя твои же коллеги везут, — смеётся машинист, — но от мыслей никуда не деться: невольно следишь, как тормозит поезд, как трогается, как машинист реагирует на непредвиденные ситуации. И конечно, главное, чего не хватает в кресле пассажира — ощущения той скорости, которое испытываешь в кабине.
— Описать словами это трудно, когда ты буквально несёшься в тоннеле, разрывая темноту. И тут главное для начинающих машинистов не увлечься этими впечатлениями, а всегда помнить, что за тобой в составе пассажиры, и ты отвечаешь за их жизнь и здоровье. Так что чувства — чувствами, а дело — делом.
Дела семейные
Метрополитен подарил Дмитрию и очень важную встречу — именно в метро познакомился он со своей супругой:
— Так что метро не только работой обеспечивает, но и личную жизнь наладить помогает, — шутит он.
Дети, 4-летняя дочка и 8-летий сын, очень интересуются папиной работой. Сын каждый день расспрашивает, что интересного случилось с ним, как «вели» себя поезда, не ломались ли.
А ещё любят дети Дмитрия проехать с папой в красивых вагонах «Курской дуги», рассмотреть плакаты, «помучить» родителей расспросами о событиях тех лет.
— Я рад, что благодаря метрополитену мои дети могут чуточку больше узнать об истории своей страны, героях Великой Отечественной войны. И особо горжусь, когда ребята хвастаются перед сверстниками: «А мой папа водит поезда в метро».
Появление поезда «Курская дуга» связано с участием в боях на Курской дуге бронепоезда «Московский метрополитен». Он был построен на пожертвования работников метро, его экипаж также составили сотрудники метрополитена. Церемония передачи бронепоезда состоялась 21 марта 1943 года на площадке электродепо «Северное».
Бронепоезд «Московский метрополитен» участвовал в оборонительных боях на Курской дуге, где в течение трёх суток 5 — 7 июля 1943 года отражал попытки противника перерезать железнодорожную линию Белгород — Курск в районе станций «Сажное», «Беленихино», «Беломестное». Фактически экипаж бронепоезда прикрывал 20-километровый участок обороны.
Как следует из экспозиции музея «Курская битва. Белгородское направление» других регулярных частей Красной армии в этом районе не было. При этом участок железнодорожной линии Белгород — Курск, где сражался бронепоезд, остался чуть ли не единственным не перерезанным наступающими немецкими войсками, что дало возможность перебросить из района Воронежа в район Курской битвы стратегический резерв, который во многом и решил исход сражения, которое в свою очередь во многом определило результаты Великой Отечественной и Второй мировой войн.
В память о боях, которые вёл в этом районе бронепоезд «Московский метрополитен» на станции «Сажное» установлена мемориальная табличка.
Смотрится не очень — наклейки надо было сделать больше, а не бояться гофров. Лучше всех была самая первая надпись (до перекраски состава в 2006 году):
Вот её и надо было восстановить в первоначальном виде, гофры ничего совершенно не портят. А вместо этого получили практически копию «Народного ополченца». Давайте надеяться, что в следующий раз всё сделают более интересно.
МС, абсолютно с Вами согласен- подвели и " Курскую Дугу" и " Народного Ополченца" под единую стилистику. Всё- таки у именных поездов должно быть своё " лицо", а не уровниловка со средней температурой по больнице. Теперь понятно зачем в " НО" добавили " Битва под Москвой". Эх..
> Поезд «Курская дуга» впервые появился на линии 8 мая 2003 года.
Шестого. На открытии «Парка Победы».
Причём, до «Измайловского парка» поезд следовал с пассажирами. Это был первый и единственный случай эксплуатации номерных на АПЛ (не считая всяких дефектоскопов, о мой дотошный читатель).
ИМХО неплохо было бы вагоны именных поездов перекрашивать в какой-нибудь иной цвет, как "Красную стрелу", для лучшей узнаваемости. Этот можно было бы, к примеру, в цвет бронепоезда покрасить.
12 мая на линию выйдет поезд «Акварель», который украсят новой экспозицией шедевров художников-акварелистов из коллекции Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, сообщает пресс-служба Московского метрополитена.
Торжественная церемония пройдёт 12 мая 2010 года в 11:30 на станции «Партизанская». В мероприятии примут участие официальные лица из Правительства Москвы, представители руководства Московского метрополитена и ГМИИ им. А. С. Пушкина.
Запуск обновлённого поезда «Акварель» приурочен к 75-летию Московского метрополитена.
Пора бы и снаружи наклейки поменять, наконец. И сделать их яркими и разнообразыми, а не блёклыми и однотипными, какими мы их видим все три года жизни этого поезда.