Уже в нынешнем году «за бортом» может остаться большинство кондукторов, работающих в петербургском пассажирском транспорте. Комитет по транспорту и ГУ «Организатор перевозок» объявили конкурс на право внедрения системы электронного контроля оплаты проезда. Электронные валидаторы, способные работать без помощи человека, установят на 1200 единиц подвижного состава.
Конкурсные процедуры завершатся 20 мая, когда состоится вскрытие конвертов с заявками. Стартовая цена контракта составляет 1,7 млн рублей. Согласно условиям конкурса, все работы должны быть выполнены в сроки, не превышающие 60 дней со дня заключения контракта и внесения его в реестр горзаказа.
Комитет по транспорту анонсировал свои намерения ещё в конце марта, сообщив, что системой электронного контроля оплаты проезда (СЭКОП) планируется оборудовать 1200 единиц подвижного состава. Ещё 300 уже снабжены стационарными валидаторами. А всего в Петербурге, по подсчётам экспертов «Фонтанки», на линии выходит около 1600 автобусов, 800 трамваев и 700 троллейбусов. Таким образом, уже в нынешнем году примерно половина всего общественного транспорта города лишится «морально устаревших» кондукторов (скорее всего, начнут именно с автобусов).
Необходимость изменений в вопросе оплаты проезда чиновники мотивировали экономией, а также тем, что «увеличилось количество пунктов реализации проездных билетов на основе смарт-карт, а также постоянно расширяется перечень их видов». Профильный комитет также объявил, что «в перспективе планируется реализовать услугу приобретения проездного билета через мобильные терминалы приёма платежей, а в дальнейшем через интернет и мобильный телефон».
Фактически победителю конкурса предлагают внедрить на большей части общественного транспорта ту же систему, что уже несколько лет работает в метрополитене и большей части столичного транспорта. За тем исключением, что никаких турникетов в дверях устанавливать не планируется. А ведь именно давкой на входе и увеличением времени прохождения маршрута, в основном, недовольны московские пассажиры. Помимо «сбора» платы за проезд, СЭКОП будет отслеживать местонахождение транспортного средства, скорость его движения и соответствие маршрутному листу.
Как пояснили корреспонденту «Фонтанки» в ЗАО «МФ „Тариф”», входящем в холдинг ОАО «Светлана» (именно эта компания внедряла первые стационарные валидаторы с 2005 года), современные разработки предусматривают либо своеобразное «компостирование» карты (это относится к единым проездным билетам с нелимитированным количеством поездок), либо снятие с неё одной поездки. Платить же посредством SMS (такая услуга уже несколько лет доступна, скажем, в Финляндии) петербуржцам пока не светит. «Наши технологии пока для этого слишком сырые. Тем более, что большинство телефонных аппаратов петербуржцев технологически не смогут поддерживать такую услугу», — пояснили в компании, добавив, что «Тариф», скорее всего, примет участие и в новом конкурсе.
Его основным (и, вероятно, единственным) конкурентом может стать ЗАО «ЭЛСИ» — компания, которая оснастила оборудованием для считывания смарт-карт все станции петербургского метрополитена, и, по мнению экспертов, — именно она будет заниматься введением в метро зонированной оплаты.
Впрочем, основной проблемой для пассажирских компаний станет не внедрение СЭКОПа, а ловля «зайцев», доля которых при отсутствии в салоне кондуктора, вероятно, возрастёт. Тем более, что с недавних пор понятия «штраф за безбилетный проезд» просто не существует.
Согласно вступившим в силу поправкам в Административный кодекс, «забывчивому» пассажиру контролёром может быть вручена лишь квитанция об «административном правонарушении», с которой гражданин обязан в течение 40 дней явиться в банк. Самих же контролёров в городе осталось не более двух десятков и, в основном, они не ловят безбилетников, а следят за кондукторами. Впрочем, теоретически контролёр, зайдя в транспорт, может заблокировать систему и все, кто по каким-то причинам не успел оплатить проезд, должны быть оштрафованы. Скорее всего, сокращение числа кондукторов может привести к необходимости увеличения штата проверяющих.
мне кажется, это действительно приведет к падению выручки. Насколько я понимаю, это будет основано на сознательности пассажиров - чтобы прикладывали билеты к терминалу после того, как зашли, но, имхо, такая система не для нашего халявнического менталитета.
Татарин, SMS можно действительно с любого послать, но что бы пропустить через турникет именно тот телефон, с которого послали, в телефоне должна быть поддержка NFC (которой в официально ввозимых в Россию телефонах нет). То есть смысл в том, что где-то на сервере платёжной системы генерируется одноразовый пароль для прохода через турникет, телефон его получает (через интернет или Push-SMS) и с помощью NFC передаёт валидатору турникета. Телефон с поддержкой NFC на уровнях ЭМВОС с физического по транспортный для валидатора не отличается от обычного билета.
Хотя при большом желании можно организовать доставляемые теми же SMS текстовые пароли, и приделать валидаторам клавиатуры для их ввода, но это будет ненадёжно, так как длина ключа будет ограничена возможностями пассажиров по его вводу, и ни одной такой системы в мире нет вроде.
В ответной СМС информация о билете. Всё. Контролёрам её и показывать.
--------------------------
Вопросы зайцев и выручки теперь вообще никак не решаемы. Наказать безбилетника просто нереально.
xpehkto, в Эстонии сделали иначе: электронный билет просто присылается СМС на телефон. Всё. Дальше - обычная схема с контролёром, который проверяет наличие ответного СМС. Билет действует 1 час. Очень удобно.
только контролера в каждый автобус не поставишь, а то система сама себя дискредитирует, поэтому как только заметят что контролера нет, то и платить перестанут
Петушков Илья, Татарин, не знаю, как в Эстонии, но в большинстве мобильных телефонов подделать входящее сообщение просто элементарно. Если же оно кроме даты/времени/маршрута содержит какой-то специальный одноразовый код, то контроллеру опять же нужно устройство с клавиатурой, что бы его ввести и проверить. Простой номер может защитить от случая, когда русский турист разошлёт копию SMS своим попутчикам по BlueTooth (это могут делать, например, телефоны Siemens после сохранения сообщения в архив), но бессилен против заранее заготовленных сообщений.
xpehkto, ну да. Сейчас в Таллине и Тарту именно простой одноразовый код (который не требует никакого устройства, его просто сообщают контролёрам каждый час, вроде, теми же СМС, они его запоминают и проверяют простым взглядом на сообщение). Код связан со временем получения билета.
Просто и дубово.
Подделать, конечно, можно и это. Но случаи такие будут редки (нужно, чтобы хоть кто-то знал текущий код и вовремя бы информировал бы). Плюс - всегда есть попалиться на границе смены кодов (они же не точно по границе часа меняются).
В общем, резон честно покупать билеты имеется.
А затраты на внедрение такой системы копеечны (именно, порядка десятков тысяч долларов, притом - в основом на организацию и минимальное обучение контролёров).
А разве штраф 5000 и более уже сделали?....
Если он будет меньше, то милиционеры не будут контролировать (а по закону только они имеют право проверять документы), значит, система работать не будет.