Преимущества электронного «проездного» остались недооценёнными
Внешне банковская карта, предназначенная для оплаты проезда в метрополитене, ничем не отличается от обычной, однако внутри у неё, по аналогии с действующими билетами, есть бесконтактный чип и антенна, которая состоит из множества тоненьких проволочек, проходящих по всему периметру карты.
Как отмечают банкиры, в такой «проездной» зашит не самый надёжный чип из существующих, однако по своей защищённости для оплаты транспортных услуг он вполне подходит, так как у него всего лишь одна функция, да и та заключается лишь в фиксации оплаты прохода в метрополитен. Количество поездок по карте не ограничено. А в метро можно проходить так часто, как понадобится — временной интервал между проходами не установлен, говорят в Мастер-Банке. В остальном же это обычная банковская карта.
Сопутствующие риски
Деньги с такого «проездного» снимаются не за каждый проход по отдельности, а в начале месяца за предыдущий и разом за все поездки. При этом правила здесь действуют те же, что и при покупке обычных билетов в метро, — чем больше совершается поездок, тем дешевле они обходятся.
Таким образом, та сумма, которую банк списывает с карты, рассчитывается из количества поездок и оптимизируется. Например, при количестве поездок в течение календарного месяца более 70 стоимость каждой последующей поездки, то есть начиная с 71-й и далее, составляет 15,71 рубля, сообщили в пресс-службе Банка Москвы.
Каждый держатель такой карты может в интернет-банке получить исчерпывающую информацию по списанным средствам. А именно — расшифровку по датам, времени и станции метро, когда карта использовалась для оплаты прохода. После того как банк списал с карты деньги, дальше он вступает в систему взаиморасчета через компанию, которая обслуживает данный проект по договору с метрополитеном.
Как и при любых финансовых операциях, здесь также существуют определённые риски. «Если потерять карту, то теоретически ею могут воспользоваться и несколько раз проехать на метро. Если клиент потерял карту, он может позвонить в банк, мы её заблокируем, и проход по такой карте будет закрыт», — говорит заместитель председателя правления банка «Авангард» Валерий Торхов. Но даже если предположить, что по утерянной карте были совершены проходы, то в любом случае потери не будут составлять сотни или тысячи рублей, которые можно «потерять» при операциях по обычным банковскими картам.
Дорого и неинтересно
Несмотря на, казалось бы, очевидное преимущество подобных карт, поклонников такой технологии сегодня не так уж и много. Для привлечения клиентов не помогает даже массовая реклама, на которую банкам приходится тратить ежегодно миллионы рублей. Как предполагают сами банкиры, реклама изначально была рассчитана не на те целевые сегменты. Ведь, как правило, тот, кто часто ездит в метро, всегда имеет проездной билет.
В этой связи банковская карта с возможностью прохода в метро интересна, скорее, для тех, кто появляется в метро реже, используя личный транспорт как основной. При наличии такой банковской карты ему не надо думать о том, сколько стоит проезд, не надо отстаивать длинные очереди и искать мелочь. Всё очень просто — достаточно приложить карту и пройти через турникет, при необходимости проведя по ней же своих спутников.
Карты, по которым можно оплачивать проезд в метро, обойдутся потребителю дороже, нежели их классический вариант. «Дело в том, что здесь, к сожалению, существует определённая монополия. Есть только один производитель таких карт и только один процессинговый центр, их обслуживающий. Это аффилированные компании, объявляющие банкам свою цену, которую мы вынуждены платить. Поэтому мы не можем выпускать эти карты бесплатно, как происходит в случае с другими, поскольку мы платим здесь и за её персонализацию, то есть запись всех данных на чип, и годовое обслуживание», — рассказывает Валерий Торхов.
По его словам, для существующих клиентов банка, к ним также относятся держатели и дополнительных карточек, например, родственники, выпуск карты обойдётся в 240 рублей в год. Ежегодное обслуживание кредитной карты новому клиенту будет стоить уже 600 рублей, расчётная чуть подешевле — 500 рублей.
«Многие клиенты рассматривают эту карту как дополнительную услугу, и владельцы наших карт уже её приобрели. Но если мы существующим клиентам очень часто выпускаем обычные карты бесплатно, то в данном случае это невозможно, так как у нас есть дополнительная стоимость, которую мы платим производителю карт и процессинговому центру», — поясняет зампред «Авангарда».
Организационные моменты
Инициатором выпуска подобных карт выступил Банк Москвы, которому в своё время правительство и доверило реализовать этот пилотный проект. Как отмечают представители банковского сообщества, долгое время на этом рынке услуг сохранялась монополия, так как только Банк Москвы был допущен к данной программе.
Правда, спустя какое-то время метрополитен оказался не удовлетворён результатами и масштабами проводимой работы и разрешил участвовать в этой системе и другим кредитным организациям. Однако далеко не все заинтересовались данным проектом. На сегодняшний день в программе участвуют Банк Москвы, банк «Авангард», «Росбанк» Ситибанк, Межрегиональный инвестиционный банк и Мастер-Банк.
Чтобы получить доступ к участию в данной программе, необходимо получить одобрение со стороны её участников. «Мы, например, получали его со стороны платёжной системы MasterCard, поскольку на карточке присутствует помимо логотипа MasterCard и логотипа нашего банка и логотип процессинговой компании.
Поэтому такая карточка с точки зрения правил платёжной системы называется совместной. Нужно прежде всего договориться с процессинговой компанией, а она, в свою очередь, получает разрешение у метрополитена», — поясняет Валерий Торхов.
Банкиры уверены, что подобный способ оплаты очень перспективен и уже в недалёком будущем будет применяться на всех видах общественного транспорта. Кстати, на Западе это уже практически стало нормой.
По крайней мере, подобные банковские карты получили большую популярность. Один из ярких примеров — это бесконтактная карточка MasterCard PayPass, которая позволяет не только оплачивать проезд в транспорте, но и производить оплату на заправках и в ресторанах быстрого питания, где, как и в случае с московским метро, карточка просто прикладывается к терминалу.
Этого достаточно для произведения оплаты по счёту. При этом стоит отметить, что в таких картах зашит более защищённый чип, чем тот, который в России используется для оплаты проезда в метро. Оно и понятно, ведь по такой карте проводится куда больше операций, соответственно риски по ним также возрастают.
Только вот карточка не та приведена в иллюстрации. Это обычная карта Банка Москвы, просто оформлена на тему метро.
А та, что совмещена с проездным - выглядит вот так:
если речь только о кредитках - то, может быть, они и правы насчет непопулярности.
А вот если "в целом" - то хоть бы посмотрели для начала, что такое СКС. Это не только проездной, который можно заряжать каждый месяц, а и самая обычная дебетовая Visa Electron от БМ. Я довольно много раз ей пользовался как "копилкой".
Кстати, большинство студентов даже не догадываются об этом. =)
Вот если бы карточка работала не только в метро, а еще и в НОТе и на электричках, то тогда да от нее был бы смысл. А так ради одного метро смысла нет.
Кроме того в минус можно давать необходимость платить за эту карточку 600 рублей.
Это при цене поездки в 26 рублей это целых 23 поездки. А если человек пользуется метро не каждый день, а 2-3 раза в месяц, то это сумма довольно существенна.
То есть по сути это выгодно только уже существующим клиентам банка, и заводить такую карточку только рад желания покататься на метро особого смысла нет.
Вот когда по карточке можно будет делать много больше, тогда она вполне будет привлекать людей.
У меня в связи с этим материалом есть дилетантский вопрос - а что случилось с идеей платить за проезд с мобильного телефона? В Москве она может быть реализована?
Кстати, если бы к этой системе подключились банки, в которых у меня есть карты, непременно воспользовался бы, несмотря на необходимость доплаты. А вы бы перешли на оплату картой в подобном случае?
ivm, Гаев совсем недавно в каком интервью говорил, что для это нужно будет какие-то специальные модели телефонов покупать, которые поддерживают эту функцию. Пока они в России не продаются.
"— Отказался ли метрополитен от идеи оплаты проезда при помощи мобильного телефона?
— Нет, мы готовы к оплате через «сотовые». Но для этого нужно, чтобы продавцы мобильных телефонов закупали трубки, которые могут работать в этом стандарте.
— Насколько популярна оказалась оплата проезда при помощи банковских карт?
— Очень популярна. Сейчас 15 банков подключились к этой программе, и рассматривается вопрос подключения к этой системе Сбербанка. На сегодняшний день эмиссия карт, позволяющих оплачивать проезд в московском метро, составляет около ста тысяч, и примерно половина из них относится к пользователям метрополитена."
На самом деле банков и правда уже больше. Например в той же Альфе (Альфа-Банк) сейчас доступны кредитные карточки для оплаты проезда в метро, но как мне рассказали уже есть такие же дебетовые для корпоративных клиентов и я думаю скоро они выпустят их и для широких масс. Благо удобно - при минимальном пакете услуг можно сделать так что карта будет обслуживаться практически бесплатно - а плюсов гораздо больше чем минусов.
Для оплаты мобильным телефоном он должен поддерживать протокол NFC (http://ru.wikipedia.org/wiki/Near_Field_Communication ). В Россию такие не ввозятся.
Оформил себе такую карточку в плюс к своей зарплатной "Банка Москвы". В 10-ых числах каждого месяца снимают за наезженное по тарифу + комиссия 10 руб. Очень доволен конечно, но только чтоб оформить эту карту пришлось два раза по часу-полтора просидеть в банке в очереди.
А я оформил в банке Авангард, в декабре-январе по акции они оформляли бесплатно (без оплаты за выпуск и первый год обслуживания) - была реклама в вагонах.
Снимают наезженное за месяц по тарифу без дополнительной комиссии.
А в качестве бонуса, у них оказался очень добротный интернет-банк, где можно не только оплатить ограниченный набор платежей, а самостоятельно сделать перевод на любой счет, что для физических лиц пока вообще редко где дают.
Я тоже сделал в Авангарде. У меня там кредитка с бесплатным обслуживанием, но вот за дополнительную карту-проездной приходится платить 240 рублей в год. Я её привязал к этому же кредитному счёту и заблокировал по этой карте все операции, кроме прохода в метро. Так что теперь у меня проездной, которому не важно, есть ли у меня деньги, или нет - пустит всегда, а если что, кредит можно будет оплатить чуть позже, благо в большой минус не уйдёшь :) Что касается наземного транспорта, то есть надежда, что в скором времени это реализуют, т.к. тарифы на проезд по банковским картам на этот год уже утверждены: http://rek.mos.ru/Content/img/1394-пп.doc