Один из самых популярных московских маршрутов — «Б» (Садовое кольцо) — отмечает некруглый юбилей: 12 ноября 1911 года по границе бывшего Земляного города зазвенел московский кольцевой трамвай, у которого вместо номера стояла буква «Б». Его москвичи прозвали «Букашкой», в отличие от «Аннушки», курсировавшей по Бульварному кольцу.
Вначале была конка
Трамвай появился на московских улицах в 1899 году и стал постепенно вытеснять привычную конку. А в 1911 году замкнули кольцевую линию по Садовому кольцу и пустили по ней трамваи.
Первые вагоны были короче нынешних и не имели прицепов. Но уже в 1908–1910 годах их сменили более крупные, которым суждено было дожить до 1930-х годов. Комфортом пассажиров тогда не баловали — они сидели на жёстких дубовых скамьях вдоль вагона. Кондукторы вагонов, поочерёдно дёргая за верёвки звонков, давали сигнал к отправлению; вожатый ногой нажимал педаль ответного звонка: «понял, трогаю». Там, где трамваи делали правые повороты, были устроены стрелки, переводящие рельсы, и поэтому тут всё время дежурили стрелочницы: автоматических стрелок тогда ещё не было.
До 1930-х на остановках московского трамвая сохранялись застеклённые с трёх сторон павильоны в стиле модерн, построенные ещё в начале века. Кроме скамеек для пассажиров, здесь были помещения для служащих трамвая, а в подвале — общественная уборная.
Тридцать три «букашки»
Троллейбус «Б», ныне курсирующий по Садовому, унаследовал от «Букашки» не только маршрут, но и имя — многие старожилы до сих пор называют кольцевой троллейбус старым, дореволюционным именем. На маршруте «Б» в качестве кондуктора и водителя трамвая работал Константин Паустовский.
Позднее, став писателем, он вспоминал: «Линия «Б» проходила около многолюдных вокзальных площадей по пыльным обочинам Москвы... Пассажир на этой линии был больше с окраин — ремесленники, огородники, молочницы...»
Первый шинный электрический транспорт появился на кольце в 1933 году. Он сразу же оказался востребованным москвичами и приезжими, поскольку не только обеспечивал удобное сообщение в обход вечно перегруженных центральных улиц, но и позволял за короткое время совершить своего рода обзорную экскурсию по всем основным тогдашним достопримечательностям.
«Букашка» продолжает повседневную работу: за сутки 33 машины четвёртого троллейбусного парка столицы перевозят более полумиллиона пассажиров.
— Троллейбусы четвёртого парка выходят на маршрут в 5.05, — рассказала «Вечёрке» начальник маршрута Лариса Агеева. — От Белорусского вокзала они выезжают на Садовое кольцо и, забирая первых пассажиров, начинают движение по часовой стрелке, в сторону Самотеки. Путь от первой остановки до конечной занимает пятьдесят минут. Разумеется, если на маршруте не будет каких-нибудь помех.
Заметив в наших глазах немой вопрос, Лариса Николаевна поясняет:
— Пробки на дорогах — увы, уже привычное для Москвы явление. Вместо одного часа, отведённого графиком на рейс, водитель зачастую в состоянии уложиться лишь в час пятнадцать — час двадцать.
— И новая система АСКП наверняка увеличивает время посадки? — предположили мы.
— Слава богу, к этой системе москвичи привыкли и чувствуют себя с ней уверенно. А в качестве одной из причин заторов следует, пожалуй, назвать культуру автолюбителей, точнее полное её отсутствие. Автомобили паркуют где попало, а уж на остановках городского транспорта — в первую очередь.
Где родился, там и сгодился
Валентин Николаевич Свечников припарковал троллейбус у тротуара и вошёл в диспетчерскую. Отметив в путёвке очередной рейс, крепкий и подвижный, он легко и привычно взбежал на второй этаж и вошёл в столовую: работать пришлось с раннего утра. Каково же было наше удивление, когда Лариса Агеева поведала, что в следующем году Свечникову исполнится... 70 лет!
— Мало того, — добавила она, — вместе с юбилеем он отметит и пятидесятилетие своей работы водителем на маршруте «Б».
— На Садовом кольце сегодня много крупных магазинов, театров, банков, — рассказал нам Валентин Николаевич. — Так что наш маршрут, пожалуй, — один из самых важных в городе. Поэтому-то, как правило, и не едут пассажиры в «Букашке» от первой остановки до конечной, поток людей меняется непрерывно. Сами увидите, — и Свечников, открыв переднюю дверь, произнёс в микрофон:
— Здравствуйте, уважаемые пассажиры! Троллейбус маршрута «Б» следует до конечной остановки «Зубовская плошадь».
Это был обычный рейс — один из семи-восьми подобных, что ежедневно приходится совершать Валентину Николаевичу и его коллегам.
— В основном водители, конечно, грамотные и осторожные, — замечает Валентин Николаевич. — Но бывают и отчаянные сорвиголовы, создающие порой аварийные ситуации на дорогах...
Словно в подтверждение этих слов один из таких лихачей «подрезал» наш троллейбус и резко затормозил.
— Я начинал работать ещё на троллейбусе МТБ-82, — вспоминает Валентин Николаевич. — Сейчас он кажется таким же неуклюжим и громоздким, как, например, автомобиль «Победа», но тогда это была машина суперкласса. Сегодня появились новые хорошие машины, например вот эта — башкирского производства.
Новинский пассаж, Садовая-Самотёчная улица, гостиница «Ленинград», площадь Цезаря Куникова. Машина идёт по графику. У Курского вокзала скопление людей, среди них молодая мама с коляской. Открываются две последние двери, и наставительный голос из динамиков произносит:
— Уважаемые пассажиры, помогите, пожалуйста, маленькому гражданину войти в салон!
Признательная мама рассказывает:
— Чем мне нравится маршрут «Б», так это, помимо прочего, качеством обслуживания. Словно на подбор, здесь вежливые и радушные водители. Да и пассажиры всегда помогут, если нужно — ну, вы сами видели. Мне выходить у Павелецкого вокзала, я уверена: нам с малышом обязательно помогут и там.
Конечно, помогли. А троллейбус уже спешит дальше, к новым пассажирам: впереди Крымский мост, станция метро «Парк культуры». И вот наконец: «Остановка «Зубовская площадь», конечная. Уважаемые пассажиры, счастливого вам пути!» На этот раз «Букашка» справилась с рейсом за 55 минут.
— Это идеальное время, — говорит Валентин Николаевич. — Так бывает далеко не всегда. Но стремиться к этому надо. В столице всё должно быть «тип-топ», и транспорт в том числе.
Вчера имел неудовольствие воспользоваться этим маршрутом на участке от м. Парка Культуры до Дома Музыки. Ехали более 45 минут (на метро было бы - в три раза быстрее минимум). Подвижной состав - унылое ЗиУ-9, водитель остановки не объявляет, один пассажир пошёл к водителю спросить название следующей остановки - так он остановил троллейбус, вылез из кабины и начал на него всех собак спускать, типа, вы понимаете, какая дорожная обстановка, что вы у меня тут ещё спрашиваете, да я тут уже два часа еду, итд, итп...
В общем, не всё так прекрасно, как в беллетристике...
унылый ЗиУ такой унылый=)
Хотя по правде, там действительно в основном ЗиУ-9, но состояние у них неплохое, проблема у этого маршрута в другом. Я летом этим маршрутом пользовался почти каждый день, иногда по нескольку раз в день, так вот по моим наблюдениям в основном народ (да и я в том числе) едет недалеко: две-три остановки (наблюдал в основном в районе Красных Ворот и Курской), так вот время ожидания троллика зачастую сравнимо со временем уходящим на то чтобы пройти эти две-три остановки пешком. Было бы хорошо немного уменьшить интервалы и более чётко их исполнять, хотя последнее на Садовом очень трудно. А в остальном маршрут нужный и полезный, спасибо за статью)
ПК155+84, не надо там ничего уменьшать (и, тем более, увеличивать) — заполняемость маршрута, если дорожная обстановка нормальная, достаточная для того, чтобы поездка была комфортной.
Теперь по поводу ПС. Именно на Б работают почти все ВМЗ, Садко и Мегаполисы четвёртого парка. Конкретно троллейбусы маршрута представлены следующими моделями:
Помню как ехал на Б от Курского до Павелецкого, но на дороге какие-то придурки митинговали, милиция пыталась их выкинуть, но не особо помогало, и даже милиционеры когда распихивали этих митингующих в первую очередь старались пропустить троллейбусы и "скорые", за что им спасибо. Помню вошла посередине женщина с мужчиной инвалидом, водитель помогла мужчине залезть в троллейбус и пожелала всего хорошего, я после того как они прошли турникет сразу предложил что бы я отсел и они вместе могли сесть, меня очень долго благодарили они, когда они выходили, то кто-то пытался войти в заднюю дверь, водитель лишь спокойно сказал в микрофон "я бы дверь не закрыла и не прищемила, но зачем вы выйти людям не даёте, прямо как танк идете на всех?", зашедшему даже не по себе немного стало. В целом не все так плохо на "Б" как я раньше думал
Ну вот вчера я ехал по Б на ЗиУ не 016, и ещё видел ЗиУ вообще с сиденьями-диванами...
А личный автотранспорт - это верх эгоизма особенно в такие пробки. Сильно ли на нём быстрее приедешь?
Spirit, Если учесть некоторые развязки, тоннели и время, которое прошло с момента ликвидации трамвая, то троллейбус на Садовом смотрится очень даже хорошо, сделать бы выделенную полосу и будет ещё лучше!