Не секрет, что хорошие транспортные новости практически все СМИ публикуют крайне редко. Как решить эту проблему? Как написать пост, который будет интересен не только простому обывателю, но и тому, кто в тематике разбирается? Как лучше подать уже написанную статью, чтобы она понравилась аудитории?
Давайте об этом поговорим.
Правьте смело!
Не стоит выкладывать новость в том виде, в каком её понял журналист — уважайте тех, кто это будет читать. Обязательно делайте так, чтобы публикуемый текст был грамотным и легкочитаемым, чтобы все ошибки или неточности в нём были исправлены, чтобы вся непроверенная или сомнительная информация не преподносилась как свершившееся решение.
Убирайте всё, что не будет интересно читать, а также какие-то заведомо известные и очевидные вещи вроде напоминаний о том, что Московский метрополитен открыт в 1935 году и в нём столько-то станций или описаний преимуществ низкопольного транспорта. Убирайте и то, что к тематике ресурса не относится.
Если вам есть, что добавить — добавляйте прямо в текст новости (в этом случае к ссылке на источник припишите «по материалам»), если у вас есть личная точка зрения, напишите её в комментариях.
Берите первоисточник
Практически все СМИ и новостные сайты собственной информации не производят, а лишь копируют друг друга и присланные им пресс-релизы. Каждый делает это в меру собственной испорченности — исходный текст может быть переписан как угодно: в лучшем случае, оттуда просто уберут всё непонятное и добавят побольше слов для количества, в худшем — новость достанется безграмотному журналисту, который извратит факты так, что придётся угадывать, о чём говорилось первоначально.
Если новость ссылается на другое издание или из её текста явно видно, что она является не эксклюзивным материалом, а всего лишь цитированием или переписанной другими словами отсебятиной — найдите первоисточник. В противном случае, материал практически всегда будет неполным, неточным и с большим числом оффтопика — вполне предсказуемо, что никого он из-за этого не заинтересует.
Мнение — это не факт
Если в начале новости или в её заголовке написано, что в Москве построят то-то и то-то, а далее речь идёт лишь о чьих-то не подтверждённых документами планах или пожеланиях, то и перепишите текст соответствующе. Вместо категоричного «В южном округе появится...» пусть будет нейтральное «Префект южного округа хочет построить...».
Помните, что от первых мнений (которые могут забыться вовсе или быть раскритикованы более высокостоящим начальством) до официальных постановлений могут пройти годы, поэтому любые слова, высказанные кем угодно, должны преподноситься только в качестве точки зрения, а не (почти) свершившегося события.
Однако, если документ уже есть, далеко не факт, что указанные нём пункты будут реализованы в срок или вообще — следовательно, и здесь слово «появится» можно писать только после начала работ.
Типографируйте
Используйте правильные тире и кавычки, употребление буквы «Ё» — обязательное. Слишком длинные абзацы разделяйте, слишком короткие объединяйте. Не забывайте, что любой текст должен быть не только интересным, но и удобным к прочтению. И, наконец, просто выглядеть красиво.
Иллюстрируйте
На главной пост без картинки выглядит скучно и незаметно. Поэтому, если к публикуемой новости никакого изображения нет, постарайтесь найти что-то, что будет по смыслу подходить к раскрываемой теме. Размер изображений — не менее 250 и не более 430 по ширине для заимствованных материалов, 500 — для собственных эксклюзивных постов (узнанная вами новость, репортаж о трамвайном депо и так далее).
Избегайте стандартных штампов
Большинство новостных материалов содержит множество слов и выражений, которые надо обязательно убирать — думайте о тех, кто это будет читать, пусть ваша новость понравится как можно большему числу посетителей. Небольшой словарик по переводу с журналистского на русский приводится ниже.
Зелёная ветка — Замоскворецкая линия
Столичная подземка — Московский метрополитен
Столичный градоначальник — мэр Москвы Юрий Лужков, изредка — аналогичный чиновник более регионального статуса.
Уточнил он, добавил он, подчеркнул он и т. п. — попытка сделать связный текст, состоящий из кусков прямой речи и её пересказа журналистами. Редактируем и приводим к такому виду: ссылка.
Столица, столичный, Белокаменная, Первопрестольная — город, о котором идёт речь в тексте новости. Это не только штамп, есть и практическая сторона: не все наши читатели живут в Москве или в любом другом городе, называющим себя столицей.
Подземка, сабвей — метро, метрополитен (исключения: Лондонская подземка, Нью-Йоркский сабвей — эти словосочетания являются именами собственными).
Власти Москвы, столичные власти — попытка пересказать своими словами официальный документ, чьё-то мнение или пресс-релиз. Постарайтесь выяснить, откуда информация исходит конкретно.
Руководство метрополитена — если не указано иное, то начальник Московского метрополитена Д. В. Гаев, либо его точка зрения, пересказанная пресс-службой.
Источник в [название организации]; заявил собеседник агентства; рассказали в [название организации]; отметили там — как правило, вольный пересказ или дословное цитирование разосланного кому попало пресс-релиза. Или, если не указано иное, то сотрудник пресс-службы, задача которого — красиво и понятно отвечать на вопросы (чтобы от него поскорей отстали), а не быть в курсе всех происходящих в его ведомстве будущих и даже текущих событий.
На северо-западе Москвы — округ, в котором произошло событие. Находиться место действия может как, действительно, на северо-западе, так и почти в центре — округа большие, а их границы особой географической привязки не имеют. Вместо этого указывайте только конкретную улицу, а если она малоизвестна, добавьте привязку к какому-нибудь значимому ориентиру (например, к станции метро или названию местности).
Накануне — вчера (потому что говорить о вчерашних событиях у журналистов не принято).
Сегодня (завтра, в среду...) — поскольку новость будет доступна и после этого, напишите точную дату, чтобы впоследствии было сразу видно, какой день имелся в виду конкретно.
Москвичам (и гостям столицы); сообщил журналистам; как стало известно — клише, не несущие никакой информации, их просто выкидываем.
московский (самарский, пекинский) метрополитен — Московский (Самарский, Пекинский) метрополитен.
Автолюбители; столичные автомобилисты; железных коней — будет перекрыто движение; из-за серьёзных пробок; транспортный налог увеличится и т. п., в зависимости от того, о чём новость.
Авторитетные источники
Как уже сказано выше, информация большинства изданий является заимствованной. Но не всех. Остановимся на этом подробнее, перечислив ряд характерных примеров.
СМИ первой категории
Информационные агентства, все остальные черпают себе поводы для вдохновения именно в их сообщениях. Хороши как первоисточник, имеют высокую оперативность, в которой уступают лишь выходящим в прямой эфир корреспондентам радиостанций и телеканалов.
— РИА «Новости», «Интерфакс», ИТАР-ТАСС и его общедоступная версия ПРАЙМ-ТАСС.
— В меньшей степени, периодически ссылающиеся на другие и не всегда авторитетные источники «Росбалт», «Регнум» и «Балтинфо».
СМИ второй категории
— Газеты и аналитические издания. Оперативной их информация практически никогда не является, но при этом может содержать интересные подробности или просто большой текст со всеми фактами вместо набора разрозненных сообщений (например, с пресс-конференции Дмитрия Гаева; правда, нет никакой гарантии, что представлены будут все его заявления, а не только то, что попалось на глаза журналистам).
— Хорошие репортажи делают «Вести Москва» и ТВЦ, а также некоторые региональные телекомпании.
— Хорошие статьи есть в «Московском комсомольце», «Известиях» и «Российской газете», посредственные (но иногда вполне интересные) печатает «Комсомольская правда».
СМИ третьей категории
Перерабатывают чужие материалы, что-то своё производят крайне редко. Раз в месяц могут выложить некое подобие аналитики, как правило, посредственное и неинтересное.
— Сайты газет. Но не путайте желание чем-то заполнить их (для того, чтобы привлечь посетителей) с материалами, которые будут напечатаны на бумаге — это не одно и тоже.
— Все интернет-издания (Lenta.ru, NEWSru.com, РБК, Utro.ru и т. п.), кроме имеющих собственных корреспондентов (например, Фонтанка.ру) и кроме отдельных материалов, которые подписаны.
— Радиостанции и телеканалы дают эксклюзивную информацию только в случае нахождения на месте события их корреспондента. Помните, что «Эхо Москвы» и, особенно, «Сити-ФМ» собственного контента почти не создают.
— Сайты «Транспорт в России», «Транспортный сервер Москвы» и «Транспорт сегодня». Занимаются пересказом пресс-релизов, первые два изредка могут радовать и чем-то своим.
— Сайт travel.ru. На удивление, пишет связные и хорошие материалы по теме, качество которых даже подходит под предыдущую категорию.
СМИ четвёртой категории
Свой контент не производят ни при каких обстоятельствах. Корреспондентов не имеют. Служат, в основном, ради заработка на рекламе или являются приложениями к основному сервису.
— Новости на mail.ru, сайты о недвижимости, автомобилях, путешествиях и т. п.
— Всякие порталы и ресурсы для развлечения.
— Сайт «Информационный центр Правительства Москвы». За исключением солидного названия, больше ничего своего не содержит.
Послесловие
Разумеется, все эти пункты не являются окончательными и беспрекословными. Прежде всего, руководствуйтесь здравым смыслом — на всякое правило обязательно найдётся своё исключение. Поэтому, ориентируйтесь и на уже написанные посты — скорее всего, ошибок или неточностей они не содержат.
В следующий раз мы поговорим о том, как в уже написанном тексте правильно расставлять всякие интересные теги.
это всё конечно очень хорошо и полезно, но несколько однобоко. Мою сущность больше интересует, как сделать хороший "типа репортаж" - на какие темы писать стоит, а на какие не надо, сколько и какого качества желательно иметь фотографии итд итп, надеюсь на продолжение именно в этой области.
И по одному пункту всё таки не согласен: штампы, если они не совсем безграмотны (а-ля "зелёная ветка"), помогают разнообразить текст, ибо когда через строчку повторяется "Московский Метрополитен" - "Московского Метрополитена" - "Московскому Метрополитену", читать данное творение становится несколько муторно.
А в остальном спасибо за рекомендации, быть может, когда их станет несколько больше, стоит сформировать из них что-то вроде FAQа??
1.
Да, всё будет. Пока я просто решил осветить наиболее важные вещи, более прикладные аспекты раскрою в следующих сериях.
2.
Есть куча способов дать понять читателю, о чём идёт речь, не используя при этом слово «метро» или его заштампованные синонимы. Аналогично — и в других похожих случаях: если русским языком владеешь, всегда можно поправить текст так, чтобы он выглядел грамотно, естественно и понятно.
3.
ФАКа не будет, будет нормальный и лаконичный свод рекомендаций с отсылками на более подробные тексты вроде вот этого.
Lenta способна что-то своё выдать, в основном, только про Интернет, потому что авторы сидят в редакции и на улицу не выходят (а уж на официальных мероприятиях не бывают тем более). А тот же NEWSru.com и его менее известный подраздел NEWSmsk.com — вообще мной ни разу не были замечены в написании хоть чего-либо собственного.
К счастью, такие помойки, которые у себя сваливают с миру по нитке, вынуждены ставить отсылки к источникам. Поэтому, хотя текст и омерзительно пестрит названиями агентств и изданий напротив даже малолальски очевидных и общеизвестных фактов (вроде «монорельс был открыт в прошлом году, сообщает Интерфакс»), это всё же таки даёт возможность найти исходный материал.
Кстати, следует учитывать, что гиперссылки на конкретный материал у новостников не приняты (даже у тех, что только в интернете и существуют — тот же Взгляд), поэтому чем свежее новость, тем проще будет искать оригинал. Проблема достаточно острая, и даже в Яндекс.Новостях недавно разослали изданиям просьбу ставить живые ссылки.
Сайты «Транспорт в России», «Транспортный сервер Москвы» и «Транспорт сегодня». Занимаются пересказом пресс-релизов, первые два изредка могут радовать и чьим-то своим.
ТсМ и ТС — это фактически клоны, поддерживаемые одними и теми же двумя людьми. История с ДТиС'ом окончательно и бесповоротно испортила им репутацию, и, сами понимаете, тексты от юродивых не очень приятно читать.
Новости на mail.ru, сайты о недвижимости, автомобилях, путешествиях, развлечениях и т. п.
В защиту первого, раздел про автомобили на Мэйле уже давно работает как хорошее издание со своими эксклюзивными материалами и качественной подачей чужих.
По поводу «веток» метро
Почему-то эта питерская зараза именовать линии метро «ветками» стала почти нормой во многих интернет-изданиях.
«Ветка» — это отросток дерева, имеющий продолговатую форму и обычно покрытый листьями либо цветами.однопутная железнодорожная линия, а отнюдь не часть системы метрополитена.
Кстати, почему «московский метрополитен» нужно писать с прописной буквы? Это что — имя собственное?
>ТсМ и ТС — это фактически клоны, поддерживаемые одними и теми же двумя людьми. quantum, они прилежно и старательно шерстят закрытую ленту Интерфакса на предмет любых транспортных новостей. Потом превращают сообщение с ленты в «интервью» (как сообщили нашему изданию, сказал собеседник издания и т. п.) и публикуют у себя. Если у них появилась новость, то 99 %, что это Интерфакс. 1 % — собственная «аналитика» типа «плюсов и минусов БОП».
Впрочем, как это ни печально, профессионального издания, посвящённого транспорту хотя бы Москвы, до сих пор нет. :(
Хорошая статья, именно помогающая, возможно будущему, новичку понять, как что-то полезное сделать. И было-бы, все-таки неплохо, это как FAQ оформить, или отельными статьями. Типа как оформить правильно текст, как правильно сделать и выложить фотографию. Не сочтите рекламой, но я например для работы с фотками, использую руководство http://transphoto.ru/texts/tutorial/. Теперь вот и эту статью в мемориз...
Agent_I, во втором комментарии уже сказано, что ФАКа не будет, но будет краткий текст с отсылками к более подробным рекомендациям.
Что же касается работы с фотками, то скоро, я думаю, Вы сможете использовать что-то более стоящее и, главное, подробное, чем то, что лежит по указанной ссылке.
Kalan, это в какой-нибудь экзотике под Линуксом небось? Мы тут не причём, всё по таблице символов 1251, а заменять на HTML-сущности типа — я просто смысла не вижу.
quantum, проверил сейчас в браузерах и в трёх версиях IE — действительно, виновата Опера (как Win, так и Lin), а с сервера взять нечего.
Советую просто в какой-то момент глобально переключить всё на UTF-8. Это не должно занять много времени, но внесёт свой вклад в отсутствие дальнейших глюков (а их на почве 1251 хватает) и вообще в мир во всём мире.