Метки: комсомольская; мозаики; сталин

Генералиссимус в метро



Поздно вечером 28 июня 1952 года у Олега Абрамовича Великорецкого, одного из соавторов проекта недавно открытой станции «Комсомольская»-кольцевая, раздался телефонный звонок: молодого зодчего срочно вызвали на его подшефный объект. О событиях, последовавших вслед за этим, заслуженный архитектор России рассказал незадолго до своей смерти.

— Метро работало в те годы до полуночи. Когда станцию покинули последние пассажиры, вестибюль был оцеплен людьми в штатском. Вскоре к дверям подъехало несколько лимузинов, из которых вышли Сталин и некоторые другие члены Политбюро. Каганович подозвал меня и предложил показать станцию Иосифу Виссарионовичу. Спустившись вниз, Сталин остановился на ступеньках, ведущих к перронному залу, поднял голову и принялся разглядывать ближайшую из мозаик на своде — «Парад Победы»...


300 тысяч кусочков русской истории

Главным создателем станции был известный зодчий А.Щусев. Он задумал этот огромный метродворец как «апофеоз победы советского народа в Великой Отечественной войне». Архитектурное убранство было выполнено в стиле памятников русской архитектуры XVII в. (образцом послужила красивейшая церковь Одигитрии в Ростове Великом). Но основным украшением подземного зала «Комсомольской» должны были стать мозаичные панно.

Их создал художник Павел Корин. Согласно утверждённому в вышестоящих инстанциях плану, три из восьми панно посвящались событиям Великой Отечественной. А остальные пять мозаик являлись буквально дословной иллюстрацией к знаменитой речи Сталина, посвящённой 24-й годовщине Октябрьской революции. Тогда вождь вспомнил о русских полководцах прошлого, упомянув Александра Невского, Дмитрия Донского, Минина и Пожарского, Суворова, Кутузова. Именно в таком порядке разместили легендарных воинов на плафонах станции.

— Панно набирали в зале метродепо «Измайлово», — вспоминал О.Великорецкий. — По эскизам, сделанным Кориным в натуральную величину, бригады мастеров выкладывали картины из разноцветных кусочков камня и смальты, в каждом панно их около 300 тысяч. После того как очередной мозаичный набор был готов, его по частям переносили на покрытую цементным раствором бетонную плиту, которую потом увозили для установки на своде подземного зала.

Однажды бдительная уборщица, работавшая в «Измайлово», сообщила куда следует, что в депо «делают иконы для метро» (женщина имела в виду изображения княжеских стягов с ликом Христа). Корина срочно вызвали в горком партии. Художник готовился к самому худшему, однако, увидев его эскизы, 3-й секретарь МГК, будущая министр культуры Е. Фурцева пришла в восторг и тут же показала их своему шефу — Н. Хрущёву. Он одобрил работы Корина, но посоветовал сделать на изображениях стягов складки, чтобы всем зрителям было понятно, что это не иконы, а знамёна полководцев...


«Высочайший смотр»

Однако вернёмся к событиям той июньской ночи 1952 г. Итак, Генералиссимус принялся разглядывать ближайшую из мозаик на своде — «Парад Победы». Там были изображены руководители СССР, выстроившиеся на трибуне Мавзолея. «Хозяин» вдруг озадачил окружающих неожиданным замечанием: «Как же так? Здесь, на виду у всех, поместили картину с товарищем Сталиным, с членами Политбюро, а герой русского народа Александр Невский оказался почему-то в самом дальнем конце станции, где его почти никто не видит. Это неправильно!»

— Самое интересное, — улыбнулся Великорецкий, — что разглядеть, где находится мозаика с князем Александром, стоя около лестницы, ведущей на станционный перрон, в принципе невозможно. Значит, собираясь на экскурсию в метро, Сталин к ней заранее подготовился, получил информацию от своих помощников.

Но в тот момент никому из присутствовавших на станции и в голову не пришло заниматься такими умозаключениями. После реплики вождя всё метрополитеновское начальство затаило дыхание: неужели придётся снимать со свода огромные — более 30 квадратных метров — плиты с мозаиками и менять их местами?! А это технически почти невыполнимо!

— Из тех, кто там присутствовал, я был самым молодым и неопытным. Но получилось так, что именно мне удалось спасти положение. Совершенно искренне, ничуть не смущаясь «царского» гнева, я воскликнул: «Товарищ Сталин! Мы же все ждали этой победы целых четыре года!» Иосиф Виссарионович хмыкнул... и промолчал. Поняв, что гроза миновала, все облегчённо вздохнули. Особенно радостное лицо было у Фурцевой — ведь именно её подпись стояла под окончательным вариантом размещения мозаичных панно на «Комсомольской».

Пройдя по пассажирскому залу, Генералиссимус со своей свитой сел в вагон поданного к перрону состава и отправился смотреть другие станции. Высочайший смотр закончился на «Белорусской». После этого Сталин в метро уже не бывал.


Куда исчезли вожди?

Угроза коринским мозаичным панно на «Комсомольской» всё-таки не миновала. После ХХII съезда КПСС, окончательно раскритиковавшего культ личности, решили, что две мозаики на своде этой станции — «Вручение гвардейского знамени» и уже упомянутый «Парад Победы», — «в своём первоначальном разрешении не соответствуют в полной мере исторической правде».

Действительно, с позиций нового руководства партии эти произведения не выдерживали никакой критики. На первой из картин был изображён Сталин, вручающий у стены Мавзолея знамя солдату, на второй — вождь и его верные соратники разместились на трибуне Мавзолея, у подножия которого брошены фашистские знамёна. Поэтому каменные картины следовало переделать.

Вообще-то корректировку мозаик на «Комсомольской» начали ещё до 1961 г. Уже вскоре после того, как Берию летом 53-го объявили врагом народа, его изображения были тщательно вылущены из панно.

Потом пришла очередь Молотова и других «верных сталинцев», попавших при Хрущёве в опалу. Но в 1961-м, когда добрались, наконец, и до самого «хозяина», мозаичные сюжеты пришлось уже капитально модернизировать. В результате вместо «Вручения гвардейского знамени» появилось изготовленное практически заново «Выступление Ленина перед красногвардейцами, отправляющимися на фронт».

А «Парад Победы» превратился в «Триумф Победы». Именно превратился. Корин сделал эту композицию такой, чтобы в неё вошло как можно больше фрагментов прежнего «Парада...» С картины просто исчезло всё сталинское Политбюро (трибуна Мавзолея теперь изображена пустой), а на переднем плане появилась аллегорическая фигура Родины-матери.

Исправление «исторически ошибочных» мозаик завершили только в 1963-м (перекладывать изображения приходилось прямо на своде во время коротких ночных пауз, когда метро закрывалось). А ещё через несколько лет на международной выставке в Брюсселе проект станции «Комсомольская»-кольцевая был удостоен Гран-при.


Александр Добровольский
«Московский комсомолец», 28.08.2009.
37
Написал МС 2009.09.08 01:44:16
Рейтинг:
очень не однозначное отношение к этой станции в архитектурном мире.
0
Написал Brunellesky 2009.09.08 01:53:35





Нашлось парочку иллюстраций. Где снимки лучшего качества, не помню
16
Написал грохотайло 2009.09.08 08:53:47

Brunellesky, а в архитектурном мире к чему-нибудь бывает однозначное отношение?

Станция мегапафосная, аж завораживает.

А, вообще, споры вокруг фигуры генералиссимуса изрядно надоели.
Я бы восстановил не спеша все мозаики и скульптуры по мере реставрации станций, ну если консенсуса нет, то можно и не торопиться. Наши внуки восстановят, тогда уже Сталин будет древней историей и эти политические баталии иссякнут. Дискуссии о Сталине и сейчас-то какие-то за уши притянутые. Ну был он на этой мозаике, ну разве они сделают пассажиров сталинистами? Ну кому интересно, тот и так все знает про метро и про роль Сталина, а кому неинтересно, тот и мозаики разглядывать не будет.

Ладно, а то опять эта тема. История с этими мозаиками известна, но обновил знание, автору респект.
8
Написал tirl 2009.09.08 14:51:20

знаете, я начав ездить ежедневно в часы пик чрез эту станцию, стал обращать внимани только на вагоны менее забитые, а никак не на архитектуру станции и тем более не на панно!
да, станция шикарная! она одна из моих любимых..но все же не думаю что есть смысл в столь острых баталиях по поводу восстановления изображений сталина.... но это уже субъективное мнение =)
2
Написал AMIGO 2009.09.08 23:09:48

>Я бы восстановил не спеша все мозаики и скульптуры по мере реставрации станций
Дело в том, что как увековечение Сталина в метро, так и вытравление его из него - это два равноправных исторических процесса, и сохранять следы нужно обоих.
–2
Написал kummel 2009.09.10 08:44:22

Пишите письма: metronews@mail.ru