Начальник Московского метрополитена Дмитрий Гаев рассказывает о станциях закрытого типа на третьем пересадочном контуре, поглощении излишнего тепла в переходах, о бюсте Кирова, использованных билетах, бесплатном проезде и о 75-летнем юбилее метро.
— А вы бывали в Сингапурском метро? Очень советую посмотреть, все платформы отгорожены от путей прозрачным пластиком. Попасть в метро, выйти и сделать пересадку можно на лифте. Вагоны значительно шире наших, и работают кондиционеры.
У нас тоже на новых станциях лифты. Если бы Сингапур строился в 30-х годах, вы у них и эскалаторов, и лифтов не увидели бы. Метро закрытого типа мы закладываем в проектах новых линий. Третий пересадочный контур, строительство которого мы начнём в 2012 году, там проектируется подобная схема закрытых платформ. Они позволяют обеспечивать лучшую климатику на станции, предотвращение попадания чего-то или кого-то на путь, что приводит к остановке движения. И это необходимо при организации работы метрополитена в автоматическом режиме.
— Мне кажется, существует огромная проблема по кондиционированию длинных переходов и выходов со станций метро. Предпринимается ли что-то для решения этой проблемы?
Мы сейчас будем пробовать на переходе между «Менделеевской» и «Новослободской» системы охлаждения воздуха, но не типа кондиционер, а типа того, что мы ставим у себя в тоннелях, на наших подстанциях и в самих тоннельных сооружениях. Эта система основана на поглощении тепла без его выброса, а путём отвода в распылённой водяной среде. Если эта работа пойдёт — мы начнём ею заниматься серьёзно. Пока сказать, что мы на сегодняшний день решим эту проблему, нельзя. В этом направлении мы работаем.
— Почему бюст Кирова установили на переходе со «Стретенского бульвара» на «Тургеневскую?» Могли бы поставить на таком же месте при переходе на «Чистые пруды» (бывшую «Кировскую»), где он всегда стоял!
Я архитекторам также задавал этот вопрос. Есть такая формальность, что тот переход, где установлен бюст Кирова, территориально относится к станции «Чистые пруды». Я доволен тем, что сохранили эту красивую скульптуру, память об этом человеке сохранили, хотя историческое название станции «Кировская» почему-то не сохранили. Слава богу, хоть Сергей Миронович остался.
— В Пекинском метрополитене стоят аппараты, в которые пассажиры опускают использованные карточки за проезд. Их потом используют вновь — прекрасная экономия на бумаге. Не планирует ли в Москве нечто подобное?
У нас стоят специальные накопители для использованных билетов, которые сдаются на переработку и вероятно, из них тоже делается бумага.
— В Новокосино строится новая станция. Когда планируется её открытие?
Там строится не только станция. Там строится и перегон «Новокосино» — «Новогиреево». Мы планируем, что станция «Новокосино» станет доступна для пассажиров в первом полугодии 2011 года.
— Почему на станциях стоят ограждения перед первыми и последними вагонами?
Это способ регулирования пассажиропотоков. На отдельных станциях поезда наполняются больше в центре, чем в концах, на других наоборот и на отдельных станциях применяется такая регулировка пассажиропотока.
— Возможно ли на станции «Сокол» сделать ещё один вход в метро — на выходе в город из последнего вагона из центра?
Пассажиры, которые прибывают на станцию «Сокол» из центра, имеют возможность выйти на обе стороны Ленинградского проспекта. Там не предусматривается вход, и не предусматривался. Сделать можно всё, но он будет золотой и бриллиантовый. Вполне нормально работают выходы, которые ведут через наземные вестибюли в центре зала.
Да, сейчас реконструкция, и один из выходов закрыт, в частности, закрыт западный выход. Его восстановление связано с вводом в строй тоннеля автомобильного по Волоколамскому шоссе. Вероятно, к концу года строители его откроют и тогда пассажирам будет удобно пользоваться выходами и там и там.
— Какие категории граждан имеют право на бесплатный проезд в метро?
На сегодняшний день 28% пассажиров московского метрополитена имеют право бесплатного проезда, которое установлено различным уровнем законодательства. Оплату за перевозку этих людей осуществляют те, кто предоставлял льготы, соответственно, льготникам Правительства Москвы оплачивает Правительство Москвы, за федеральных льготников — федеральное правительство.
Количество категорий льготников порядка ста. Это социально незащищённые слои населения, ветераны труда, пенсионеры, инвалиды различных категорий, лица, имеющие пенсию по потере кормильца, многодетные семьи, там очень большой список, участники афганских событий, участники боевых действий на северном Кавказе, чернобыльцы и прочие. Это категории людей, которым государство отдаёт должное за то, что они сделали для государства или поддерживает социально незащищённых людей
— Почему на «Кожуховской» никогда не работают эскалаторы на спуск? Где же ваше внимание к пенсионерам, беременным и инвалидам?
Наверное, можно. Я не обещаю, что с завтрашнего дня он будет работать на спуск. Раньше такие принципы были — вниз по ступенькам, вверх по эскалатору. Я принимаю этот вопрос, его надо рассмотреть, я обещаю это сделать.
— Планируются ли метрополитеном проведение каких-либо конкурсов или акций к 75-летию Московского метрополитена, призами в которых были бы бесплатные проездные билеты?
Конкурсы обязательно будут. Мы сейчас рассматриваем программу к 75-летию. Уже в сентябре появится несколько конкурсов, один уже идёт, это конкурс на эмблему самого торжества 75-летия метрополитена.
Также будет объявлено несколько конкурсов, связанных и со знанием существующего метро, его историей, с предложениями по улучшению работы метрополитена. Там будут разыгрываться самые разные поощрительные призы, в том числе, будут и почётные проездные билеты. Есть у нас такая форма: билет «Друг метро», это пятилетний проездной билет на метрополитене.
Jurius, да, вопрос корректный. на дверях там написано "нет входа". по идее на вход надо обойти вестибюль по улице по лесенке вокруг. но люди все равно ходят по эскалатору.