Генеральный директор ГУП «Мосгортранс» Пётр Иванов рассказывает о качестве услуг различных перевозчиков, выделенных полосах для городского транспорта, объединении метро и МГТ в единую госкорпорацию и других вопросах.
— Появление выделенных полос повысит скорость общественного транспорта?
Надеюсь, да. Именно поэтому в первую очередь они появятся именно на самых загруженных улицах. Общественным транспортом пользуются 80 процентов москвичей, поэтому приоритет на дорогах должен отдаваться ему. Этим, собственно, и объясняется решение правительства Москвы о введении таких полос. Первая полоса должна появиться на Волоколамском шоссе до конца лета.
— Как можно защитить её от автомобилей?
Выход один — повышать штрафы и установить жёсткий контроль за соблюдением правил дорожного движения со стороны ГИБДД.
— Как вы относитесь к недавно прозвучавшему предложению о слиянии «Мосгортранса» и метро?
Надеюсь, это позволит оптимально использовать общие ресурсы для улучшения качества обслуживания пассажиров. Такой опыт есть за рубежом. Например, в Берлине, Вене, Париже метро и наземный транспорт управляются одной компанией. Это даёт больше возможностей комплексно формировать систему транспортного обслуживания какого-либо района.
— А сейчас это разве нельзя делать? Скажем, скоро откроются станции метро в Митино. Вы обсудили с руководством метро, как лучше организовать подъезд к ним?
Конечно. По мере открытия новых станций будем пересматривать график движения, вводить дополнительные маршруты. Через месяц посмотрим, какой пассажиропоток, всё ли устраивает пассажиров. Но уже очевидно: в конце Митинской линии нужен новый автовокзал, чтобы междугородные автобусы не заезжали в столицу.
— Значит, работаете в одной упряжке. Зачем же госкорпорация?
Координацию работы нужно совершенствовать. Руководитель департамента транспорта и связи Василий Кичеджи считает, что объединение привлечёт дополнительные ресурсы в уставный капитал. Однако многое зависит от того, в какой форме будет происходить объединение — холдинга, государственного унитарного предприятия или акционерного общества.
— «Мосгортранc» перевозит 5,5 миллиона пассажиров, а метро — 9 миллионов. Вам метро нужно как мощный локомотив для развития?
«Мосгортранс» и без того достаточно развивающееся предприятие, которое все расходы окупает самостоятельно. Город нам выделяет лишь половину денег на приобретение подвижного состава и оплачивает проезд льготников. Наши доходы были бы ещё больше, если бы 30 процентов пассажиров не забирали коммерческие перевозчики.
Многие из них работают лишь в часы пик, снимут прибыль и уходят с линии. А «Мосгортранс» перевозит пассажиров с раннего утра до позднего вечера. А условия труда разве можно сравнить? Наш водитель получает в среднем 47 тысяч рублей в месяц, а маршрутки — 8-10 тысяч! А «Мосгортранс» к тому же ещё в прошлом году заплатил 5 миллиардов 350 миллионов рублей налогов в бюджеты всех уровней.
— А коммерческие перевозчики?
Что о них говорить? Вы часто получаете билеты при входе в коммерческий автобус? Откуда же там возьмётся точный учёт пассажиров? А много ли найдётся «коммерсантов», занимающихся техническим состоянием парка, предрейсовыми медицинскими осмотрами водителей, соблюдением санитарных норм, безопасностью пассажиров? Это даже среди официальных перевозчиков.
А ведь в феврале в ходе рейда выявили ещё и 450 нелегальных автобусов, перевозивших пассажиров вообще без документов! Если учесть, что каждый из таких в среднем перевозит по 250 пассажиров в день, а билет стоит 20 рублей, то получается, что «нелегалы» крадут у официальных операторов и «Мосгор-транса» около 800 миллионов рублей в год!
— И как с этим бороться?
Штраф должен быть от ста тысяч рублей и вплоть до уголовной ответственности. Департамент транспорта и связи направил на этот счёт свои предложения в Мосгордуму. Надеюсь, до конца года депутаты их рассмотрят.
— А не пробовали переиграть конкурентов качеством услуг? Той же регулярностью движения. Например, в Великобритании, Швейцарии пассажиры по автобусу часы сверяют. Там на остановках стоит табло и отсчитывает секунды до его появления. А у нас указан только интервал. Вот и гадай пассажир — только что ушёл автобус или вот-вот подойдёт.
В Швейцарии нет таких густонаселённых городов, как Москва. При наших пробках, чтобы не обманывать пассажиров, на каждый автобус, троллейбус и трамвай нужно поставить систему ГЛОНАСС или GPS-приёмник, который определяет координаты машины. Контракт по такому оснащению полтора года назад подписан. Вопрос — в финансировании. Но на машины двух парков такая система поставлена, пока она используется лишь для управления движением.
— Многие москвичи смирились с теснотой и рваными сиденьями в маршрутках. Но и общественный транспорт не намного комфортнее.
Не согласен. Свой подвижной состав мы ежедневно моем, устраняем надписи и порезы на сиденьях. В России вы не найдёте, кроме Москвы, другого города, где городской оператор так же в соответствии со всеми нормами амортизации закупает новый подвижной состав. Причём благодаря поддержке правительства Москвы мы покупаем только низкопольные машины, со специальной площадкой для проезда инвалидов-колясочников.
В этом году, несмотря на кризис, получим, как и в прошлом, порядка 50 трамваев, 160 троллейбусов и 500 автобусов. Во всём подвижном составе сейчас заменены печки, а новые машины приходят с усиленными системами отопления салона. Не случайно жалоб от москвичей на дискомфорт стало намного меньше.
— Вчера у метро «Кузьминки» полчаса ждала 143-й автобус, а потом подошли сразу три. Это, по-вашему, нормально?
Конечно, нет. С конечной станции транспорт уходит по расписанию. Но из-за аварий или пробок график движения нарушается, и тогда подходят сразу по две-три машины. Стараемся предупреждать подобные сбои.
— Читательница Елена Шумакова из Очакова спрашивает: почему автобусы заканчивают работу раньше метро?
Последний рейс всех маршрутов от станций метрополитена уходит не раньше последнего поезда метро. Большинство автобусов заканчивают работу после часа ночи. Лишь некоторые — в 23.00. Это зависит от востребованности. Если на маршруте вечером набирается не более 2-3 пассажиров, время его выхода на линию сокращается.
— Из Щербинки ходит только один переполненный автобус и маршрутка. На дорогу до метро уходит 40 минут. Когда появится прямой экспресс?
В ближайшее время. Уже разрабатываем схему маршрута, уточняем количество машин.
— Много пассажиров не досчитались из-за кризиса?
Потеряли примерно 6,5 процента по сравнению с первым полугодием 2008 года. Но нашли возможность выплатить тринадцатую зарплату сотрудникам и набрать новых водителей. Сейчас у нас 13 тысяч водителей, можем принять на работу ещё 3 тысячи водителей.
— Москвичи к вам идут?
В месяц до сотни устраивается. В целом москвичей сейчас примерно половина водителей, остальные — из других регионов страны, Украины, Молдовы, Белоруссии.
— Достаточно показать права категории Д, и садись за руль?
Если человек работал в автобусном парке в Москве, то да. Приезжих и без специальности бесплатно обучаем в своём учебно-курсовом комбинате. Не знающие столицы проходят дополнительную подготовку по изучению города, действиям в чрезвычайных ситуациях Обучение стоит 23 000 рублей. Для тех, кто отработал не меньше двух лет, оно бесплатное.
— Предпочитаю ездить на маршрутке — быстрее. По крайней мере, не стоишь на остановке в ожидании, когда все пройдут через валидатор... Не собираетесь их снимать?
Нет. Тем более что скорость посадки пассажиров в автобус с турникетом и без него практически одинаковая по времени, разница — в секундах.
— А сколько теряется времени, пока водитель продаёт билеты!
Москвичи из экономии пользуются месячным проездным. На одну поездку приобретают билеты лишь 3,5 процента пассажиров. Для них в городе имеются более 800 киосков «Мосгортранса» и более 2000 других точек по реализации проездных билетов.
— Мама села в автобус, но билет не прошёл. Водитель начал хамить, а потом впустил в другую дверь молодого человека без формы, который назвался контролёром. Он не представился, не предъявил документов, но потребовал предъявить кассовый чек на билет. Что делать в такой ситуации?
Контролёр обязательно должен быть в форме, иначе он не имеет права работать. Тем более если отказывается назвать фамилию и предъявить документы. Билет, если он не действует, заменяют, но в этом случае надо осмотреть валидатор. Возможно, дело в нём. По поводу хамства водителя разберёмся.
— Недавно побывал на юбилейном параде трамваев. Очень красиво! Будет ли он в следующем году?
Парада придётся ждать до следующего юбилея. Но выставка нашей ретротехники проводится ежегодно на ВВЦ в День России и День города.
— Слышала, что собираетесь вводить единую форму для водителей городского транспорта. Время ли сейчас для этого? Может, лучше автобусов ещё закупить?
На эти деньги больше пары автобусов не купишь. А введение единой формы дисциплинирует водителей, и я надеюсь, скажется на повышении культуры обслуживания москвичей.
Что ж, по поводу объединения Мосгортранса с Метрополитеном... Хоть это и общие слова, но реакция адекватная, в отличие от гаевской!
А вот что до безопасности. На маршрутки-то катить баллоны все горазды. Но неплохо бы взглянуть и на себя. Насколько МГТшный ПС теми же молотками безопасности укомплектован? А, Пётр Валерьевич? А если сейчас такой же рейд по безопасности в Мосгортрансе провести, какие против маршруточников устраивают? Ведь 100% парка придётся от эксплуатации отставить... до устранения нарушений. Пора бы с этим бардаком покончить!
В принципе Иванов прав, для пассажиров сейчас стали делать многое, и даже идти на уступки, лишь бы угодить.Но сколько людей столько и мнений.
Те же печки, всё началось с того, что люди жаловались на холод в зимние время.Стали закупать дорогие печки, в цехах назначили ответственных людей за их эксплуатацию(печек), хотя работы по другому эл-оборудованию хватало.Заставили слесарей утеплять салоны...перестарались, многим стало жарко...в итоге кое как пришли к компромиссу, одни привыкли, другим хлопоты, но тоже довольны.
Позже выяснилось , многим тяжело преодолеть 3 ступеньки, или 2 - высоко (много инвалидов вы видели что бы ездили ?им и так тяжело, и не до общественного транспорта ).Стали закупать бешено дорогой п\с.Могу по крайней мере говорить про троллейбусы.Те же мегаполисы, лобовое стекло у них одно, дорогое(порядка 45000 руб.).А бьют их часто.Оборудование стало тяжелее обслуживать, запрятали его далеко, и всё оно шибко технологичное.А никто не переобучил персонал.И подгонка не всегда может п\с нового поколения запустить.
Подведу черту, граждане пассажиры, делаем для вас всё что можем, подстраиваемся под вас, будьте благоразумны.
Последний рейс всех маршрутов от станций метрополитена уходит не раньше последнего поезда метро.
А вот это кто ему сказал? Ладно бы ещё сослался на закрытие метро, которое в 1:00. Но и то неправда! Взять ту же "Киевскую". После 00:25 с пл. Киевского вокзала от Мосгортранса предложения нет никакого: ни автобусов, ни троллейбусов. Только бомбилы.
Kent 13, такое впечатление, что это Кичеджи ляпнул, ни с кем не посоветовавшись и без должной проработки. Хотя кто их там знает... так что утверждать не берусь.
Что бы Пётр Валерьевич ни считал бы по поводу объединения на самом деле, всё равно он, по понятным причинам, должен словестно поддерживать своё руководство. Следовательно, ничего в этих словах удивительного.
Мне не нравиться другое - Пётр Валерьевич говорит, что "получается, что «нелегалы» крадут у официальных операторов и «Мосгор-транса» около 800 миллионов рублей в год!", однако сам не делает ничего, чтобы хоть как-то сделать Мосгортранс конкурентоспособным.
А какие самые "хлебные" маршруты? Ну правильно, взамен несуществующих линий метро. Взять, например, направление м. Каховская (Нахимовский проспект) - м. Профсоюзная - м. Университет. Куча буржуев завелось и прочно осело на этом маршруте. А что нам может предложить "Мосгортранс"? Только лишь 57 автобус с частотой хождения раз в 1 час (40 мин. в часы пик), который не заезжает к м. Университет (зато, правда, удобно огибает здания МГУ), либо же троллейбусы В ПАРК 8-го парка, которые едут вполне быстро (ну минут 40 от Лебедева до Нахимовского проспекта получается), но нужно знать, когда они идут, а иначе можно их безуспешно ждать до нескольких часов. Собственно и всё, других беспересадочных маршрутов нет. Однако если бы Мосгортранс подумал и запустил бы нормальноходящие экспрессы-ПАЗики (ну хотя бы создал 57к маршрут до ул. Лебедева/ДК МГУ с заездом к метро), то можно было бы смело конкурировать с буржуями и люди бы стали ждать маршруты Мосгортранса, потому что они будут знать, что они приедут. А так - увы, ждать 57мой на Каховской даже посмотрев на расписание - дело везения и абсолютно неблагодарное.
В итоге вышла адекватная беседа. Интервюируемый явно старался ответить максимально честно на поставленные вопросы. Но без замыливания определённых фактов и поддержки мнения вышестоящего руководства, увы не обошлось.
А ещё на лицо очевидна разница, и собственно причины этой разницы во мнениях господ Иванова и Гаева. Гаев против объединения с МГТ и это понятно, какому здравомыслящему руководителю захочется объединят своё вполне самодостаточное предприятие с городскими иждивенцами, которые 100% будут сосать инфраструктуру и деньги. И в тоже время Иванов за объединение, так-как они получат больше денег, появится возможность перенять управленческий опыт, и естественно неоспоримый плюс для МГТ это то, что вся прибыль будет стекать в общий котёл.
В принципе степень адекватности мнений обоих руководителей на лицо. И лично я здесь на стороне Гаева, пусть МГТ со своими проблемами живёт самостоятельно. Метро должно остаться само по себе.
SHERIDAN, Я того же мнения. Гаев зделал метрополитен доходным предприятием, а некоторые редиски, не быдем показывать пальцем, хотят оторвать от метрополитена самые сливки. Автобусы каждый день не моют, моют деньги на автобусы.
На сколько я помню, после открытия метро в Митино, там должны запустить троллейбусный парк с маршрутами по району, а чего-то товарищ Пётр Иванов об этом не упомянул ни слова.
Cypok, «после открытия метро в Митино» — понятие растяжимое. Парк находится в состоянии вечного строительства и, хотя построено уже немало, окончание работ будет явно не в этом году и не в следующем — учитывая то, как «быстро» у нас подобные объекты строят, троллейбус туда придёт ещё очень не скоро.
Видимо метит в руководителя единой транспортной системы Москвы.
Наверное, это пошло бы на пользу городу, чтобы, например, начало и завершение работы маршрутов было согласовано с началом и завершением работы метрополитена на каждой конкретной станции. И транспортные карты, разовые билеты были едины.
Например, жители Кожухово имеют возможность уехать в свой район до 1:55 от Выхино, а в 5:15 стартует движение автобусов из района к открытию метро. Но так далеко не во всех спальных районах.
eugen, конкретно координацию времени, маршрутов и единую оплату ничто не мешает ввести безо всякого объединения. Для этого достаточно просто немного желания и пары «управленческих решений», как говорит Василий Николаевич. Объединение Кичджи хочет не для этого, а для создания госкорпорации с проведением IPO и возможностью внешних заимствований, чтобы снизить нагрузку на бюджет при развитии инфраструктуры. Чтобы, грубо говоря, метрополитен строился не на бюджетные деньги, а на длинные привлечённые через акции, кредиты, облигации, ЧГП, концессии и так далее.
KVentz,
Если такая возможность открывается то в выигрыше могут оказаться пассажиры. К тому же ничто не мешает городу сохранить контрольный пакет, этого прибыльного предприятия, даже в ухудшившихся экономических условиях.
Кстати, а что мешает Гаеву продвинуть идею проведения IPO только для метрополитена. Это будет быстрее и средства на развитие системы будут. А Мосгортранс пусть своё предложение выставляет. В будущем можно объединить НОТ и ММ в единую структуру (цены на акции снова поднимутся :) ).