Программа развития наземного пассажирского транспорта Москвы провалена
Выделенные на строительство парков, разворотных колец и остановочных павильонов средства полтора года пролежали мертвым грузом. Контрольно-счётная палата и депутаты Мосгордумы требуют перекинуть эти деньги на другие задачи, пока они окончательно не обесценились.
Во вторник комиссия по городскому хозяйству и жилищной политике Мосгордумы рассмотрела результаты проверки Контрольно-счетной палатой Москвы (КСП) выполнения программы развития наземного пассажирского транспорта. Рассчитанная на три года (2007–2009) городская целевая программа была принята в 2006 году. Москвичам были обещаны новые маршруты, снижение интервалов движения, комфортные экологичные автобусы и вообще «привлекательная и доступная для всех слоев населения система городского пассажирского транспорта».
Расходы на программу были утверждены в размере 3,8 млрд рублей. А в мае 2008 года городские власти даже увеличили их на 33,4% – до 5,1 млрд рублей. Причем сделано это было, как следует из отчета КСП, «без анализа актуальности и финансовой обеспеченности дополнительных мероприятий программы». Такой анализ провели аудиторы палаты в конце прошлого года.
Как выяснилось, лучше всего чиновники справились с закупкой подвижного состава. За попавший под проверку период (2007 год – I полугодие 2008 года) план поставок новых автобусов и троллейбусов был выполнен на 97,8%. Правда, этот план оказался меньше установленного программой и выполнялся по количеству, а не по номенклатуре, в результате чего город недополучил автобусы, соответствующие стандартам Евро-3. А в конкурсах на поставку в большинстве случаев участвовал один-единственный изготовитель, и стоимость заключенных контрактов равнялась их стартовой цене.
То, что на третий год действия программы уровень вредных выбросов от пассажирского транспорта не снижается, а продолжительность интервалов в движении троллейбусов только растет, тоже, можно сказать, мелочи.
Куда хуже обстоят дела со строительством и реконструкцией объектов инфраструктуры. По данным КСП, в 2007 году освоение средств по государственным контрактам составило 64,8%. А в 2008 году — 2,9% (39,5 млн рублей из 1,3 млрд рублей). Как рассказал депутатам аудитор КСП Сергей Корнюхин, не были завершены в срок работы по реконструкции разворотного трамвайного кольца на улице Балаклавской и на улице Красного Маяка, по реконструкции трамвайных путей в Строгино на улице Таллинской. Остались невостребованными средства, выделенные на строительство троллейбусного парка в Митино и стоянки для 4-го автобусного парка в Новокосино.
По состоянию на середину 2008 года «осваивать» средства, предусмотренные адресной инвестиционной программой прошлого года, так и не начали. Такая же перспектива ждет и работы, намеченные на 2009 год. 776,7 млн рублей «повисли» из-за отсутствия проектно-сметной документации, а для части объектов еще даже не выбраны проектировщики.
Между тем ответственности за произошедшее никто не несет. По словам представителя городской прокуратуры Ольги Вилковой, неэффективное использование бюджетных средств не является предметом прокурорского реагирования. Вот если бы было «нецелевое использование» – тогда другое дело.
Не принесли результатов даже поиски виноватых. По словам генерального директора ГУП «Мосгортранс» Петра Иванова, планы 2007 года предприятие выполнило. Но с 2008 года в связи с изменением Бюджетного кодекса РФ «Мосгортранс» уже не является получателем бюджетных средств. Кроме того, за время действия программы несколько раз сменился ее госзаказчик. Вначале это был департамент экономической политики и развития города, затем департамент транспорта и связи, департамент городского заказа капитального строительства и, наконец, сейчас готовится передача в департамент дорожно-мостового и инженерного строительства.
Чиновники старых и вновь образованных структур занимаются в основном процедурами передачи функций заказчика программы и перекладыванием ответственности друг на друга. В итоге ее выполнение практически парализовано. Правда, и гендиректор «Мосгортранса», и заместитель руководителя департамента транспорта и связи Александр Воробьев заверили депутатов, что хотя бы подвижной состав будет закуплен в полном объеме.
Однако «зависшие» бюджетные средства предусматривались в основном на капитальные работы. И махнуть на них рукой в Москве могли бы еще полгода назад, но не сейчас – в разгар кризиса. «Проверка показала, что мероприятия, по которым предусмотрено финансирование, выполняться не будут, — заявил Корнюхин. — Надо срочно актуализировать программу. Нельзя просто так держать сотни миллионов, давайте перекинем их на другие задачи». Идею спасать деньги, пока они окончательно не пропали, поддержали и депутаты, решив направить мэру предложения о корректировке злополучной программы.
Не нашлось фирм готовых "откатить"... С производителями подвижного состава "договорились": А в конкурсах на поставку в большинстве случаев участвовал один-единственный изготовитель, и стоимость заключенных контрактов равнялась их стартовой цене.
А со строителями нет...
За время действия программы несколько раз сменился ее госзаказчик. Вначале это был департамент экономической политики и развития города, затем департамент транспорта и связи, департамент городского заказа капитального строительства и, наконец, сейчас готовится передача в департамент дорожно-мостового и инженерного строительства.
Похоже ответственность за транспортное хозяйство стало в Москве столь же непопулярным, как ответственность за сельское хозяйство в былые годы. Чехарда с распорядителем госсредств н к чему хорошему никогда не приводила.
По данным КСП, в 2007 году освоение средств по государственным контрактам составило 64,8%. А в 2008 году — 2,9% (39,5 млн рублей из 1,3 млрд рублей).
Цифры (особенно за 2008 год) потрясают. Ну неужели никто не замечал недорасхода? Или не хотел замечать? Понятно, что здесь нет уголовной ответственности, но и премии за подобную экономию не полагается. А полагается отправлять в отставку чиновников, которые ничего не делали.
«Проверка показала, что мероприятия, по которым предусмотрено финансирование, выполняться не будут, — заявил Корнюхин. — Надо срочно актуализировать программу. Нельзя просто так держать сотни миллионов, давайте перекинем их на другие задачи»
Похоже товарищ Корнюхин живет в другом городе. Или работу его возят на авто с мигалкой?
А может, товарищ Корнюхин, имеет смысл всё-таки освоить деньги именно на развитие наземного транспорта Москвы, а не отнимать их на непонятные прожекты? Плюс, если КСП нашла нарушения, то имеет смысл установить контроль за их использованием до исправления ситуации на годик-другой.
А потом регионы говорят, что Москали зажрались! Дают деньги, а они их блин не тратят! Я только не понимаю, почему это не является предметом прокурорского реагирования, если деньги обесценивются, значит теряются.
Мечтой встречаю рассвет ранний:
"О, хотя бы
еще
одно заседание
относительно искоренения всех заседаний!"
***
"А потом регионы говорят, что Москали зажрались! "
Ага, только вот цены в магазинах в два раза выше, чем в других областях. Хотя денег в бюджете столицы и правда побольше...
А проблемы с инстанциями между прочим, не только в Москве.
А никому не приходила в голову такая простая вещь, как то, что цены на стройматериалы и на рабочую силу сейчас падают. А это именно те вещи, на которые не стали тратить деньги по программе. Не стали строить по докризисным завышенным ценам. Подвижной состав закупили — ему дешеветь особо не с чего, а масштабное строительство отложили. Такое простое логическое объяснение не катит? Ну да, куда как проще, особо не задумываясь, всё свалить на самодурство чиновников…