Минувший вторник — важная точка отсчета строительства метро в нагорной части города. Сразу после закручивания последней гайки в конструкции метромоста Валерий Шанцев объявил о начале работы проходческого комплекса «Щит», с помощью которого будет вырыт тоннель до станции «Горьковская».
— В месяц эта специализированная техника проходит около 300 метров, — рассказывает первый замдиректора МУ «Главное управление по строительству и ремонту метрополитена, мостов и дорожных сетей в Нижнем Новгороде» Юрий Гаранин. — Расстояние от метромоста до станции «Горьковская» составляет 1,3 км с глубиной залегания от 57 метров до 18 метров. Таким образом, в мае 2009 года планируется завершить прокладку первого тоннеля на этом участке.
Сразу же после окончания этих работ комплекс разберут и вернут снова в начальную точку — к метромосту. Оттуда он начнет выкапывать второй тоннель, который должен быть готов в ноябре-декабре 2009 года. А через год — в конце 2010 года — первые поезда уже начнут доставлять пассажиров от станции «Московская» в верхнюю часть города.
Но это лишь самые ближайшие перспективы. В более отдаленном будущем — развитие нижегородского метро сразу в четырех направлениях: Автозаводском, Сормовском, Мещерском плюс нагорная часть. Без сомнения, горожан больше всего волнует именно последняя: бесконечное стояние в пробках на мостах измучило уже всех нижегородцев, вынужденных ездить на работу и обратно из заречной части города в верхнюю. Поэтому сразу после «Горьковской» планируется строительство станций «Оперный театр» и станции «Сенная». Всего же до 2025 года ветки метро должны протянуться до Верхних Печер, а дальше через станции Кузнечиха, Анкундиновка, Константиново и Ольгино до Новинок. А уж оттуда на Автозавод будет вести еще один метромост, который будет соединяться с продления Автозаводской линии до станции метро «Юго-западная».
Пробок в центре станет меньше?
Параллельно с рытьем тоннеля сейчас ведутся работы по строительству дорог, которые будут вести от метромоста к основным транспортным магистралям. Проектировали их с целью разгрузить центр города и избавить его от пробок. Так, в заречной части города после съезда с моста автомобили через «Старое Канавино» будут попадать на Московское шоссе. В верхней части можно будет подняться по автодороге, построенной в Большом овраге на улице Одесская и потом выехать на улицу Белинского в районе телецентра или на проспект Гагарина в районе строительного техникума. Срок сдачи этих объездов — 2011 год.
Однако есть серьезное обстоятельство, препятствующее столь грандиозным планам. На пути метрополитена и подходов к автомобильной части метромоста 170 различных зданий. Большая часть из них — жилые, так что только чтобы расселить людей, необходимо более 500 квартир. К тому же многие из жильцов, чьи дома встали на пути дорог, категорически против переезда. Несмотря на это, еще в сентябре этого года Городская дума Нижнего Новгорода одобрила выделение 30 млн. рублей на расселение домов, попадающих под снос в связи со строительством метромоста и автомобильных подходов к нему.
Есть только предварительные эскизы того, как будет выглядеть «Горьковская».
Кризис ускорит строительство
Финансовая нестабильность сильнее всего сейчас сказывается на строительном бизнесе. А метрополитен — проект не из дешевых. В 2008 — 2010 годах на него планируется выделить около 22 млрд. рублей. Только на прокладку тоннеля в нагорной части Нижнего Новгорода и возведение станции «Горьковская» требуется порядка 7 миллиардов. Но, как утверждают специалисты, на финансировании такого стратегически важного для Нижнего объекта, как метро, проблемы отразиться не должны.
— Напротив, мы ожидаем в связи с кризисом дополнительное финансирование, — делает свой прогноз Юрий Гаранин. — Сейчас на федеральном уровне идет пересмотр параметров финансирования некоторых инфраструктурных проектов в регионах. Речь прежде всего идет о тех «долгостроях», где по разным причинам подрядчики не могут освоить выделенные средства. Мы же значительно опережаем график, а значит, можем рассчитывать на перераспределение средств в нашу пользу.
Сейчас строительство метрополитена финансируется из трех бюджетов: федерального, областного и городского. Основная часть денег идет от регионального правительства.
Это будет станция колонного типа.
Облицована она будет такими высокопрочными материалами, как мрамор и гранит.
На «Горьковской» будет лифт!
Хотя пока есть только предварительные эскизы того, как будет выглядеть «Горьковская», картинка получается весьма привлекательная. Как и задумывалось изначально, это будет станция колонного типа, выполненная из монолитного железобетона. Облицована она будет такими высокопрочными материалами, как мрамор и гранит, а квадратные колонны добавят благородства.
О своих опасениях, что их дома провалятся, жители улицы Горького могут забыть: станция строится согласно новейшим технологиям возведения, в качестве ограждающей конструкции применена «стена в грунте», которая не допускает даже возможности обрушения и деформации грунта.
Начинка тоже предусмотрена самая современная: основные процессы управления движением поездов, управления силовым электрооборудованием и системы контроля будут полностью автоматизированы, с выводом основных параметров на единый диспетчерский пульт. Для безопасности пассажиров на платформе будет сделана специальная световая полоса, за которую не надо заступать. А что особо порадует всех пассажиров — так это работающие эскалаторы и лифт, который смонтируют специально для инвалидов и людей с ограниченными возможностями передвижения.
— Без сомнения, в оформлении станции мы обыграем тему Максима Горького, — рассказали нам разработчики проекта. — Но что там будет — статуя, барельеф, или что-то иное — это пока секрет. Это только один из вариантов проекта.
Ого! А у меня в голове всё была картина начала 2007года - небольшой кусок моста на левом берегу Оки. А тут уже всё возвели, оказывается!
А как же будет решена проблема с необходимым строительством "Ярмарки" для открытия движения до "Горьковской"?
Выглядит впечатляюще!
>>Это будет станция колонного типа. - Дополню, мелкого заложения. Ибо бывают колонные станции ещё глубокого заложения. Ну это я так, к слову...
Мишбан, давно, видимо, вы не были в наших краях. Возвели, да еще какими темпами - только за этот год почти три пролета. Причем первоначально сдача планировалась в конце декабря, но проект "по многочисленым просьбам, чтобы успеть к 4 ноября" переработали и монтаж начали осуществлять также и с правого берега, для чего даже на Оке пришлось намыть небольшой остров. Но результат оправдал все ожидания.
Для нормального функционирвания Горьковской нужно выполнить разделение линий. Для этого сейчас строятся оборотные тупики за Московской для поездов Сормовской линии. А особой необходимости в Ярмарке пока нет. Это строительство было просто пиар ходом тогдашнего губернатора небезизвестного всем Бориса Немцова. Как и истерия 20-летней давности по поводу вырубленных кустов из-за строительства метро на пл. Горького и консервация почти построенной АЭС в свете Чернобыльской аварии. Кстати, в этом году эта т.н. "местная общественность" опять пыталась замутить эту историю и не допустить начала строительства метро. Но на сей раз у них ничего не получилось: времена дешевого популизма и пустых обещаний прошли.
Сразу же после окончания этих работ комплекс разберут и вернут снова в начальную точку — к метромосту. Оттуда он начнет выкапывать второй тоннель, который должен быть готов в ноябре-декабре 2009 года.