В тяжёлые послевоенные годы в подмосковной Коломне завершалась всенародная стройка. 5 ноября 1948 года была сдана в эксплуатацию первая линия трамвая. Свершилось событие, которые на многие десятилетия определило развитие городского транспорта.
Открытие движения, 5 ноября 1948
Стоит отдать должное управлению города, которое в тяжёлое для нашей страны время решило дать зеленый свет этому виду транспорта. Сейчас можно только удивляться насколько удачным оказалось это решение. Не вдаваясь в историю становления трамвайного предприятия, развития сети трамвайных линий, об этом уже много написано, хотелось бы рассказать, чего коломенский трамвай достиг на сегодня, и какие задачи перед ним поставлены на будущее.
За последнее десятилетие трамвай в Коломне сильно изменился, можно даже сказать помолодел. К концу девяностых вся страна пришла с разорённой экономикой, закрывающимися предприятиями, страхом в глазах людей. Трамвай несмотря ни на что выстоял. Пускай и с большими потерями, но выстоял. В то время по линиям ходили старые разваливающиеся вагоны, пути и контактная сеть представляли собой удручающее зрелище. Постоянные сходы вагонов, задержки движения по вине транспортников стали нормой жизни. Трамвай был явно запущен, но это в большей мере из-за общей тенденции в стране...
РВЗ-6М2, 2001 г.
Через 10 лет перед нами совершенно иная картина. Как сказал один из гостей нашего города: «По свежеуложенным путям курсируют «кукольные» вагончики». Теперь совсем не нужно бежать за отходящим от остановки вагоном, ведь совсем скоро вновь появится следующий. На всех остановках вывешено расписание движения с точностью до минуты для утренних и вечерних часов, а также для редко ходящих маршрутов.
Сами остановки преобразились. Большинство из них оборудовано остановочными комплексами с киосками и навесами от дождя. Реконструируются посадочные платформы — теперь их высота соответствует нижней ступени трамвайного вагона. В зимнюю пору работники предприятия чистят платформы от наледи.
С 2002 года протяженность линий увеличилась более чем на 1,5 км, реконструирован путь на протяжении практически всего большого городского кольца. При ремонте пути было решено вернуться к деревянным шпалам, поскольку они требуют меньшего обслуживания и снижают уровень шума при прохождении вагона. Всё больше участков пути укладывается долговечными железнодорожными рельсами типа Р-65.
Градостроителями рассматриваются амбициозные планы по прокладке новых линий. Одна из них образует кольцо вокруг строящегося сейчас микрорайона № 7 в Колычёво и перспективного микрорайона № 8. Другая, позиционируемая как линия скоростного трамвая, к 2030 году должна связать пос. Радужный с микрорайоном Колычёво. Вдоль нее планируется отстроить еще несколько больших микрорайонов и промышленных предприятий. Так же планируется вывод эксплуатационного трамвайного депо в поселок Сычёво, а на месте текущего создать небольшой завод по ремонту подвижного состава.
Стоит уделить внимание и метаморфозам с эксплуатируемым трамвайным парком. За десятилетие он обновился почти наполовину. Остальные вагоны прошли восстановительный ремонт кузовов и агрегатов. В трамвайном парке освоен капитально-восстановительный ремонт трамвайных вагонов с продлением срока службы на 5-6 лет, в том числе и с заменой кузова. Станочный парк и оснастка позволяют осуществлять своими силами практически все операции при выполнении капитального ремонта. Только за последние пару лет приобретены новые стенды, в частности стенд для проверки тяговых двигателей, пресс для сборки подрезиненных колес. Освоена технология окраски вагонов современными автомобильными эмалями с применением краскопульта.
Цех подъёмочного ремонта
Ежегодно 10-12 вагонов проходят капитальный ремонт, до 20 вагонов — текущий ремонт. В начале века все вагоны были оборудованы переносными радиостанциями. Это быстро дало свои результаты. Диспетчеры теперь оперативно получают информацию о происходящем на линии. Проводится эксперимент по внедрению на вагоны GPS-навигаторов, которые позволят в реальном времени контролировать перевозочный процесс с точностью до конкретного вагона на экране компьютера. В будущем, возможно, применение этой системы позволит оснастить остановочные пункты электронными табло, информирующими пассажиров о том, когда прибудет следующий вагон каждого маршрута. С начала года все вагоны оборудованы современными электронными маршрутными указателями с управлением из кабины водителя.
Перемены и в службе контактной сети. В 2004 году служба получила новый вагон-вышку контактной сети. В 2005 году на улице Зелёной в ходе реконструкции линия получила новую контактную сеть с тросовым подвешиванием на новых фермовых опорах, что позволяет обеспечивать постоянные высоту и натяжение провода. В 2008 году произведена замена опор контактной сети на проспекте Кирова.
Коломенский трамвай уверенно стоит на ногах. На сегодня предприятие финансируется из бюджета на 40%, остальные деньги оно зарабатывает самостоятельно. Проводится работа по улучшению качества перевозок в городе: по их объёму трамвай по-прежнему занимает лидирующую позицию. Кадровая политика направлена на привлечение молодых специалистов. Недавно был произведен набор на курсы водителей трамвая. В этот раз записалось рекордно большое количество слушателей — более полусотни.
Призматрон на фасаде здания управления трамвая
60 лет — это много или мало? Наверно всё же этот срок, сопоставимый с человеческой жизнью, достаточно велик даже для предприятия. 60 лет быть на виду у всего города, ежедневно с раннего утра до поздней ночи нести на себе социально-значимую функцию — это ответственно. Ежедневно доставлять людей с одного конца города в другой — важно. С юбилеем, коломенский трамвай!
Поздравим Коломну.Наверно это 1 из немногих городов,которые наоборот борятся за трамвай,а не уничтожая маршруты из года в год,после чего закрывая трамвай вообще.Спраздником!
Недавно был в Коломне и именно поездка на трамвае оставила наилучшие впечатления: полотно в осенних листьях, по которому несётся вагон, весь город за окном.
Желаю трамваю и дальше быть на передовых позициях!
Поздравляю работников коломенской трамвайной сети с юбилеем!! Желаю дальнейшего развития сети, выполнения намеченных планов, инноваций и появления нового подвижного состава!