21 октября 1936 города по улицам Ленинграда впервые проехал знаменитый ЯТБ-1. Маршрут был очень коротким — всего около 6 километров и проходил от Красной площади (ныне Александра Невского) до площади Труда. В тот день на троллейбусах прокатились около 8 тысяч человек.
Система троллейбусного движения в Санкт-Петербурге активно развивалась до конца 1980-х годов. Начиная с 1990-х годов, объёмы движения постепенно сокращаются. По состоянию на 2007 год действует 41 троллейбусный маршрут, списочная численность троллейбусов превышает 700, они обслуживаются в 6 троллейбусных парках. Троллейбусное хозяйство города находится под управлением ГУП «Горэлектротранс».
К началу 1930-х годов в Ленинграде существовала развитая система трамвая. Но в целях улучшения пассажироперевозок нужно было внедрение качественно нового вида транспорта. 29 сентября 1933 года было принято решение пустить в городе троллейбус.
21 октября 1936 года по маршруту «Красная площадь (ныне площадь Александра Невского) — проспект 25 Октября (ныне Невский проспект) — улица Гоголя (ныне Малая Морская улица) — бульвар Профсоюзов (ныне Конногвардейский бульвар) — Площадь Труда» прошёл первый ленинградский троллейбус (это был выпущенный на Ярославском Моторном Заводе троллейбус модели ЯТБ-1).
Троллейбус ЯТБ-1, фото 1937 года
В течение следующих трёх лет было открыто ещё три троллейбусных маршрута. Линия по чётной стороне набережной реки Фонтанки, улице Чайковского, Литейному проспекту и Литейному мосту связала центр города с Финляндским вокзалом. Линия по Лермонтовскому проспекту обеспечила троллейбусную связь с Балтийским вокзалом.
Затем была построена протяжённая линия из центра в Московский район — к ещё строящемуся троллейбусному парку № 1. До 1941 года был открыт ещё один маршрут троллейбуса (№ 5 Сызранская улица — площадь Труда). Также по Старо-Петергофскому проспекту до площади Стачек был продлён маршрут № 2. На тот момент количество троллейбусов составляло 133 единицы (126 ЯТБ-1 и 7 ЛК-5), протяжённость маршрутов увеличилась с 5,8 километров в 1936, до 36,6 километров, ежедневный выпуск составлял до 76 машин.
Дальнейшее развитие прервала Великая Отечественная война: 20 декабря 1941 года троллейбусное движение было прекращено, и возобновилось только после снятия блокады Ленинграда, 24 мая 1944 года. Начиная с этого момента троллейбус начал бурно развиваться: сеть частично реорганизовали (линию по набережной Фонтанки решили не восстанавливать), провели сеть по главным магистралям города.
К 1956 году в городе было уже 14 троллейбусных маршрутов. К 1989 году число маршрутов троллейбуса достигло своего максимального количества — 50, а списочная численность троллейбусов превысила 1400.
В конце 1980-х годов был разработан план по строительству троллейбусной системы в городе Гатчине с последующим соединением сетей Гатчины и Ленинграда, но в в начале 1990-х проект был заморожен.
Троллейбус модели 42003А (проходил испытания в Санкт-Петербурге в период с конца мая 2008 года до середины августа 2008 года)
13 декабря 2007 года на заседании Правительства Санкт-Петербурга был рассмотрен проект программы развития городского наземного электротранспорта на 2008—2012 годы. Этот проект предусматривает:
— создание пяти новых троллейбусных линий;
— приобретение 340 современных троллейбусов;
— повышение скорости движения троллейбусов на 30 %;
— сокращение численности подвижного состава до 600 единиц.
В 2008 году в Санкт-Петербурге было закуплено рекордное количество пассажирской техники — 103 единицы подвижного состава на сумму 630 миллионов рублей. Впервые за всю историю проведения подобных конкурсов по инициативе ГУП «Горэлектротранс» участники не только подали заявки, но и привезли в город образцы собственной техники для пробной эксплуатации. Согласно городской программе модернизации подвижного состава «Горэлетротранса», к 2012 году предприятие получит около 350 единиц новой техники.
Как кто бы не относился к былому, но 72 года исполнилось именно ленинградскому троллейбусу, а не петербургскому, вся инфраструктура построена в то время. Заголовок лучше переименовать, так будет более справедливо.
Списочный состав ПС сократился в два раза (с 1400 до 700 машин), а протяженность линий, как я понял, сократилась весьма незначительно. Стало быть в теже самые два раза увеличились интервалы движения. Система справляется?
Хм, понравилось вполне логичное расположение фото: от старости - к современности! Причём второе и третье фото - отличный пример к поговорке, что новое - это хорошо забытое старое!