Математики отважились найти решение для трудной задачи. Ученые уже посчитали, что через пару лет, когда автомобиль будет у каждого второго москвича, столица совсем встанет, а платный въезд в центр, как и строительство новых развязок, вряд ли спасут Москву от коллапса. Решить проблему, по расчетам ученых, можно через реорганизацию движения.
Ученые подсчитали - когда автомобиль будет у каждого второго москвича - столица встанет. Сейчас с учетом приезжих получается около четырехсот машин на тысячу населения. И с нынешними темпами роста автопарка ждать осталось пару лет. Данные исследований ученые продемонстрировали столичным депутатам.
"Целью слушаний было выяснить возможности, которыми сейчас располагает наука математического моделирования для исследования транспортной ситуации в Москве. Как существующую, так и будущую", - сказал Александр Крутов, депутат Московской городской Думы.
Пример, который вызвал больше всего разговоров, - сделать Садовое кольцо односторонним против часовой стрелки, Бульварное кольцо пустить по часовой, и развернуть движение вокруг Кремля. Компьютерная программа выдала, что пропускная способность центра столицы при этом возрастет на треть.
"Суммарный интегральный выигрыш в пропускной способности по нашим данным составит тридцать процентов. У проблемы дорожного движения есть несколько составляющих: и социальная, и психологическая, и экономическая. Но одна из них - это физическая проблема", - считает Александр Холодов, замдиректора Института автоматизации проектирования РАН.
Это как прогноз погоды, говорят академики, зная точно, что сейчас происходит на дороге, с помощью математической программы можно нарисовать картину автомобильного движения на ближайшие часы. Но искусственный интеллект не в силах постичь так называемый человеческий фактор - логику московского водителя. Чемпион мира по шахматам Анатолий Карпов не раз сражался с компьютером. И знает его слабые места, тем более, когда дело касается автомобильного движения.
"Это простая теория сетевых графиков, которые просто нужно наполнить объективной информацией. Человеческий фактор и обращение с правилами движения компьютер не может учесть, у нас с этим вообще проблемы. И, наверное, компьютер не справится с уже существующими нагрузками", - прокомментировал Анатолий Карпов, двенадцатый чемпион мира по шахматам.
Депутатов Московской городской Думы новая компьютерная программа заинтересовала, но о чем конкретно шла речь, поняли не все. Слишком велик языковой барьер между московскими законотворцами и учеными.
"Сейчас нам нужно составить некую аналитическую справку, а именно перевести с математического языка на чиновничий. И мы займемся этой непростой работой, чтобы объяснить власти, что могут наши ученые", - сказал Евгений Бунимович, депутат Московской городской Думы.
На депутатских слушаниях присутствовали и сотрудники Госавтоинспекции. Они утверждают, что математическое моделирование автомобильных потоков используется уже давно. Например, когда закрывали на реконструкцию Ленинградку, маршруты объезда тоже предложил компьютер.
"С помощью математической модели был сделан расчет, где можно пропустить тот поток транспорта, с которым не справится Ленинградский проспект и шоссе в момент реконструкции", - объяснил Александр Ходаков, начальник отдела дорожной инспекции и организации движения управления ГИБДД ГУВД по городу Москве.
И многострадальная развязка Третьего кольца на Шмитовском - так же плод компьютерного моделирования. Не исключено, что при строительстве Четвертого транспортного кольца город воспользуется той же программой.
А они не думали что хоть по спирали Садовое кольцо закрутить, если на каждого человека будет приходится по 0,8 автомобилей, то просто не хватит места их ставить, не то что ездить...
Американцам такие улицы, как Кутузовский или Ленинградка и не снились. А пробки....у них бы пр таких магистралях не было. Проблема в мозгах, в организаций движения у нас НИГДЕ нет реверсивного движения на основных магистралях. В Москве великолепная улично-дорожная сеть, но серьезные проблемы с парковкой, мало развязок, море сужений-расширений, которые нуждаются в корректировке.
Сильно напомнило асторологию. Потому что выглядят все эти "математические" рассуждения ровно настолько же смешно, как когда кто-то в тёмной мантии и колпаке начинает всерьёз рассуждать о возможных последствиях нахождения Плутона в "Скорпионе".
Kardail, в сюжете нет вообще никаких математических рассуждений - только досужая болтовня.
Что до самой темы, то построение хорошей автотранспортной модели города очень сильно бы помогло в дальнейшем планировании. Но для этого нужно, чтобы Лужков купил суперкомпьютер и попутно признал, что они там все ничерта не смыслят.
А так мы остаёмся практически на тех же позициях - чиновники, которые посчитали в уме и думают, что всё правильно, и воинствующая оппозиция в лице Блинкина и прочих, которые тоже посчитали в уме и решили, что у них ещё правильнее. Теперь вот ещё деды со своей бумажной математикой подключились...
Хотя есть и вещи очевидные - например, конфликт города и области, который не то что мешает, а просто подрывает все усилия по нормализации транспортной обстановки города. Когда строили МКАД, было совершенно не мыслимо, что он станет типичной городской магистралью.
Главной проблемой моделирования является соответствие математической модели моделируемому объекту. Не зная начальных предположений при построении модел ничего нельзя сказать о результатах.
В итоге может получится как в анекдоте про строительство тоннеля под Ла-Маншем: "Бог даст два микрона, а нет, так будет два тоннеля."
Косвенно о качестве модели говорят слова:
Но искусственный интеллект не в силах постичь так называемый человеческий фактор - логику московского водителя.
На самом деле пытаться понимать логику конкретного водителя не надо. Поскольку едут сотни тысяч машин, то рассматривать поведение отдельного объекта бессмысленно и бесполезно, в данном случае должны привлекатся методы статистики и теории вероятности.
"Это простая теория сетевых графиков, которые просто нужно наполнить объективной информацией. Человеческий фактор и обращение с правилами движения компьютер не может учесть, у нас с этим вообще проблемы. И, наверное, компьютер не справится с уже существующими нагрузками. "
И для журналистов, и для депутатов, похоже, является откровением банальная истина: компьютер не может думать, как человек.
"Теперь вот ещё деды со своей бумажной матиматикой подключились..."
Не соглашусь, матмоделирование здесь -- вещь полезная.... Более того, как они раньше-то без него обходились?:)
Но сам репортаж совершенно не раскрывает тему: журналисты совершенно не представляют себе, что такое матмоделирование и зачем это нужно. По этой причине как вообще можно судить о качестве модели?
Насчёт тервера с матстатом: скорей всего, они как раз задействованы, но журналисты не в состоянии понять и изложить основное содержание исследования.
dmi, Для меня вообще-то является откровением, что компьютер может "думать" и учитывать.
Весь мой опыт говорит мне, что он может только вычислять по строго заданной программе, в соответствии с введёными данными. А уж учитывать те или иные факторы - это задача не компьютера, а разработчиков мат модели и программистов.
А вообще-то мне кажется основной посыл статьи
сделать Садовое кольцо односторонним против часовой стрелки, Бульварное кольцо пустить по часовой, и развернуть движение вокруг Кремля. Компьютерная программа выдала, что пропускная способность центра столицы при этом возрастет на треть.
ещё одна попытка протащить любимую Лужковскую затею.
лежибока, в принципе да, потому что это не моделирование, а унылое говно - взять нынешнюю пропускную способность и пересчитать её под одностороннее движение много математики не надо.
Но я всё же надеюсь, что деды не только и не столько это считали, иначе вообще задумка превратилась в фарс.
Eugen, в Москве дорожная сеть как раз хреновая относительно уровня автомобилизации. Похожие проблемы <<у них>> случались при гораздо больших уровнях автомобилизации.
Есть такая штуковина, коэффициент непрямолинейности и связность графа. У нас чтобы проехать из одного рядом стоящего района в другой, нужно гнать через что-то, потому что нет нужного маленького ребра графа. Вот УДС и станет великолепной, когда связность графа повысится. Величины связаны. Но уж конечно, нелинейно. ) А непрямолинейнсть это соотнесение реального маршрута к воздушной линии (то есть прямо между точками, какая есть кратчайшее расстояние в планиметрии). Как-то так.
Это всё математика как раз чистой воды. Правда ведь?