Участок второй очереди между станциями «Сокол» и «Театральная», введенный 70 лет назад, 11 сентября 1938 года, образовал вторую линию Московского метрополитена. Построенная на новой линии промежуточная станция «Маяковская» — первая колонная станция глубокого заложения в мире, в 1939 году получила Гран-при на международной выставке в Нью-Йорке.
Вторая очередь стала новым этапом в развитии строительства. Около 80% всех тоннелей были построены щитовым способом. На линиях одновременно работало 30 перегонных (диаметром 6,2 м.) и 12 станционных (диаметром 9,8 м.) щитов, как импортных, так и сконструированных советскими специалистами и изготовленными на отечественных заводах.
Начиная со второй очереди, станции глубокого заложения сооружались из чугунных тюбингов, которые собирались в кольца диаметром 9,5 м и образовывали три параллельных тоннеля, соединяемые друг с другом проходами и имеющие общие опоры-пилоны.
В годы Второй Мировой войны линия была продлена на юг (станции «Новокузнецкая», «Павелецкая», «Автозаводская»), причем станция «Павелецкая» первоначально не имела центрального зала, он был построен позднее, в ходе реконструкции в 1953 году. (Подробнее о реконструкции «Павелецкой» в разделе «реконструкция станций»).
Основной поставщик тюбингов для метрополитена — Днепропетровский завод металлургического оборудования оказался на оккупированной территории. Организовать выпуск нескольких тысяч тонн тюбингов, в условиях острой нехватки материалов и конструкций, удалось на московских заводах — «Станколит», «Серп и молот», «Компрессор». На заводе № 5 Метростроя был построен цех по изготовлению тюбингов станционных тоннелей.
Станции первых очередей строительства сооружались с применением внутренней оклеечной гидроизоляции, которая не выдержала продолжительную проверку временем, особенно в местах сопряжения чугунных тюбингов и бетона (проходы между пилонами, примыкания пересадочных коридоров). Кроме того, многие станции находятся в исключительно неблагоприятных геологических условиях, под большим напором грунтовых вод. А за последнее время грунтовые воды стали еще и гораздо более агрессивными, из-за усиливающегося загрязнения окружающей среды.
Прямой угрозы конструкциям станций нет, но внешний вид страдает. Поэтому принято решение о комплексной реконструкции с усилением гидроизоляции ряда станций. Проведена реконструкция на станции «Белорусская» — радиальная. На «Маяковской», подлинном шедевре мировой архитектуры, реконструкция началась в 2006 году. Позднее реконструкции подвергнется «Новокузнецкая», где будут отреставрированы мозаики, изготовленные в блокадном Ленинграде художником В.А Фроловым и вывезенные по льду Ладожского озера, и «Театральной».
В 60-х годах линия продлевается на север в район Речного Вокзала и на юг в районы массовой жилой застройки Коломенское и Волхонка-ЗИЛ. Линия прошла через Нагатино, железнодорожную станцию «Коломенское», пересекла Москву-реку по метромосту. При этом русло реки было спрямлено каналом длиной около 3500 м. На трассе сооружено четыре станции: «Коломенская», «Каширская», «Варшавская» и «Каховская».
Станция «Каширская» представляет собой две типовые колонные станции мелкого заложения, объединенные в единый комплекс. До открывшегося через 15 лет участка «Каширская»-«Орехово» и организации вилочного ответвления было задействовано по одному пути в каждом зале.
Станция «Тверская» сооружена в 1979 году на действующем участке между станциями «Театральная» и «Маяковская» без прекращения движения поездов и строительства обходных тоннелей. (Подробнее о строительстве «Тверской» в разделе «реконструкция станций»).
Участок «Каширская» — «Орехово» был открыт 30 декабря 1984 г., но на следующий день, из-за нарушения гидроизоляции, тоннель был затоплен на участке «Ленино» (ныне «Царицыно») — «Орехово» водами Царицынского пруда. Восстановительные работы длились больше месяца. Повторно участок вновь открыт 09.02.1985.
Участок линии перед станцией «Царицыно» проходит в неустойчивых, сильно обводненных грунтах. При строительстве плывун заморозили, были проведены мероприятия по водопонижению и усилению гидроизоляции тоннеля. Однако сегодня приходится ежегодно выполнять работы по химическому закреплению грунтов. В 2001 году на этом участке произошел прорыв плывуна в тоннель. В результате аварийных мероприятий герметичность тоннеля удалось восстановить, но повторный выброс плывуна произошел в ноябре 2003 года.
C 1984 года на станции «Каширская» было организовано вилочное разветвление на два участка «Каширская» — «Каховская» и «Каширская» — «Орехово» (а затем — до «Красногвардейской»). Поезда шли (в среднем) два (до Красногвардейской) к одному (до Каховской), и несмотря на это, поезда от/к Красногвардейской всегда были переполнены. В 1995 году участок «Каширская» — «Каховская» окончательно преобразован в Каховскую линию.
Жаль, что станции заметно изменились за всё это время. Некоторые сменили названия, на некоторых изсенился первоначальный облик, а также поменялся пс, и многое многое другое. Даже линия своё название сократила(Была Горьковско-Замоскворецкой, а теперь просто Замоскворецкая.)