Осенью проезд в маршрутных такси будет дешевле. В последние дни лета управление цен и тарифов правительства Пензенской области занималось анализом себестоимости проезда в этом виде транспорта и пришло к выводу, что цену за проезд можно и нужно снизить до 12 рублей.
Напомним: пару недель назад губернатор выразил недовольство высокой стоимостью проезда в маршрутках и поручил детально проверить работу транспортных предприятий. Что и было проделано.
По словам главного специалиста пресс-центра правительства области Романа Коробкова, с 1 сентября предельно допустимый тариф на проезд и провоз багажа в автобусах малой вместимости устанавливается в размере 12 рублей 6 копеек. То есть фактически проезд в маршрутках будет стоить 12 рублей.
Пассажиры новшеству только рады. Впрочем, и водители маршруток не против грядущего понижения цен. Они надеются, что меньший тариф оправдается большим количеством пассажиров. Например, водитель Олег Дзядевич говорит, что за 14 рублей к нему садился не всякий. По его словам, прежний тариф был завышенным, причем его взяли явно с потолка. Разница в пять рублей со стоимостью проезда на автобусе — слишком большая.
Напомним, что несколько лет назад в Пензе уже была чехарда с ценами на проезд в маршрутных такси. Сначала они выросли с 4 до 6 рублей, потом упали. Но уже через несколько месяцев упорно поползли вверх.
Мои комментарии: Долгое время цены на проезд в маршрутках лишь незначительно превышали стоимость билета на автобус или троллейбус. В период 2001-2005 гг. наблюдалась планомерная деградация муниципального транспорта, численность троллейбусов и особенно автобусов резко сократилась, а их состояние было ужасающим. В тех условиях повышение цен на маршрутки, служащие практически безальтернативным видом транспорта, могло обернуться серьезным социальным взрывом.
В 2006 г. город существенно обновил муниципальный парк, закупив 100 автобусов Волжанин-5270 (при выпуске машин на линию в 2008 г. — 146 ед.) и 50 троллейбусов ЗиУ-682Г-016.02 (при выпуске 105 ед.). Кроме этого, в 2006-2007 гг. почти сотню автобусов ЛиАЗ-5256 закупили частные перевозчики. Численность маршруток при этом сократилась с 1150 до 750 единиц.
В результате закупок была восстановлена нормальная работа общественного транспорта, восстановлены приемлемые интервалы движения, оптимизирована маршрутная сеть. Однако горожане, отвыкшие от автобусов и троллейбусов, не спешили отказываться от маршруток. При переполненных маршрутках большой транспорт зачастую ходил незагруженным, что пагубно сказывалось на рентабельности перевозок. Причины такого положения дел во многом были обусловлены тарифной политикой. На начало 2008 г. проезд в автобусе и троллейбусе стоил 7 руб., а в маршрутке - всего 9 руб. Учитывая, что в ряде случаев на автобусе нужно ехать с пересадкой, маршрутка и вовсе выходила дешевле.
Желая перераспределить пассажиропотоки в пользу «большого» транспорта, с 12 мая 2008 г. цены на маршрутки были резко повышены — с 9 до 14 руб. Автобусы одновременно подорожали с 7 до 9 руб., а совсем непопулярные (из-за тормознутости) троллейбусы — только до 8 руб. Новые тарифы дали заметный эффект: наполняемость автобусов и троллейбусов заметно возросла; а число маршруток — уменьшилось.
Кроме этого, на остановках были размещены указатели с подробными расписаниями движения (хотя из-за пробок в центре города их соблюдение не слишком идеально), Центр управления движением переведен на работу с диспетчерской системой M2M CityBus на основе GPS, весь новый подвижной состав был оборудован информаторами. Весь новый ПС поддерживается в хорошем состоянии, в автобус и троллейбус приятно войти.
Однако, в середине августа местный губернатор неожиданно инициировал «наезд» на «задранные» цены в маршрутках. Предположу, что мотивы такого «наезда» скорее всего не связаны с заботой о горожанах, а простимулированы «маршруточным» лобби, которое сильно возражало против резкого повышения цены. Результат, как видим, не заставил себя долго ждать.