Метки: закрытие; трамвай; украина

Остались только рельсы

Грустно читать подобные новости.



— Стойте! Что вы делаете? Ироды! Зачем? Мы хотим, чтобы здесь ходил трамвай, нам же больше не на чем даже в центр города добраться!

Но рабочие не обращали внимания на кричащего посреди улицы человека. Они молча продолжали сматывать медные жилы, что ещё недавно висели над рельсами по ул. Славянской. Посёлок Красный Октябрь города Константиновка Донецкой области прощался с экологически чистым видом транспорта.

Подходили и другие жители, ругались с рабочими, упрашивали их не лишать константиновцев последней надежды на доступный транспорт. Те в свою очередь упрекали недовольных: «Ночью на кольце у автовокзала контактную сеть стащили, так вы воров не упрашивали не трогать, хотя наверняка кто-то из местных ограбил трамвайное управление».

Аварийная машина с будкой грязно-бурого цвета медлено перемещалась от опоры к опоре. Слегка зеленоватая от времени, контактная сеть валилась на землю.


Есть что вспомнить

По заросшим травой рельсам выхожу к полузаброшенному автовокзалу. Здесь, на кольце, возле разрушенной остановки, встречаю директора Константиновского трамвайного управления (КТУ) Веру Заплатину. Она с деревянным метром в руках обходит участок пути, с которого ещё не сняли контактную сеть (КС).

— Ну и какой урожай цветмета вы рассчитываете получить с этих опор? — интересуюсь я у женщины.

— А ты кто такой? — слышу в ответ.

Представились друг другу, разговорились. С близкого расстояния видно, что Вера Григорьевна еле сдерживает слёзы, глядя на это безобразие. Место, где мы находимся, действительно не располагает к веселью. Огромное поле, покрытое рыжей, выжженной солнцем травой. Чуть поодаль поблёскивает мутными, давно не мытыми окнами, здание автовокзала.

Он ещё работает потихоньку, но заасфальтированный перрон уже густо зарос травой. А внутри стены «украшены» обильными подтёками воды с дырявой крыши. Запах гнили и запустения не радует редких пассажиров, которых занесло в этот удалённый от крупных трасс район. Теперь сюда и трамвай не ходит. В траве ещё лежат рельсы, но на столбах уже сиротливо болтаются пустые растяжки.

Сегодняшняя Константиновка никого не радует. Ну, разве только любителей полазить по разрушенным цехам заводов-гигантов. Благо этого добра здесь хватает. Скажем, известный завод «Автостекло», основанный ещё в позапрошлом веке. Именно здесь производились рубиновые звёзды для Кремля, изготавливался саркофаг для тела Ленина в мавзолее. А хрустальный фонтан для Всемирной выставки в Нью-Йорке даже помещён на герб города.

В советское время тут действовало и несколько других стекольных заводов, а также металлургический, цинковый, химический, другие предприятия. Сейчас большинства из них уже нет. Сегодня типичный константиновский пейзаж — это поросшие зеленью промышленные развалины, возле которых проходит заброшенная трамвайная ветка. Областные власти, которым до начала 2000-х принадлежал городской трамвай, довели его до ручки и фактически бросили.

Предприятие было остановлено и обвешано огромными долгами. Неизвестно, чем бы кончилось дело, если бы не выборы. В 2005 г. на должность константиновскго мэра пришёл Юрий Роженко. КТУ было взято в коммунальную собственность, ему помогли расплатиться с долгами. После полутора лет простоя трамваи опять пошли по городу. Конечно, 5 единиц — это не те 30, что ежедневно выходили на маршрут при советской власти, но хоть что-то. Однако недавно Юрий Никифорович погорел на взятке и, похоже, кроме него, заниматься коммунальным транспортом в городе больше некому.

Линия к автовокзалу перестала работать ещё прошлой зимой из-за снежных заносов. А потом по ней просто нечему стало ездить. На два городских маршрута как раз два трамвая. Ещё один отремонтировали, стоит в резерве. А тут ещё и кризис грянул. Народ начал грабить самого себя — срывая контактную сеть с простаивающего маршрута. В итоге и было принято решение спасти то, что осталось.

— Вера Григорьевна, а если завтра начнут рельсы растягивать или железные столбы пилить, вы и их тоже выдернете из земли и снесёте на охраняемую площадку, чтоб не украли?

— Нет, тогда мы окончательно убьём трамвай, — с болью в голосе отвечает Заплатина, — с меня хватит. Ни я, ни, уверена, мои работники на это не пойдут. Мы лучше уволимся. Пусть нанимают кого хотят для такой работы.


Я вам сейчас помогу



Константиновское трамвайное депо сегодня — жуткое зрелище. Основная часть полотна заросла сорняками, а перед боксами стоят несколько трамвайных остовов. В депо осталось 15 вагонов. Всем им нужен заводской капремонт. Небольшая бригада слесарей из трёх человек, конечно, может что-то сделать и своими руками, но нет запчастей. Весь город развален, разве может быть в депо по-другому? Работники КТУ звонили на «горячую линию» Юлии Тимошенко, жаловались областным и городским властям. Реакция порой была весьма интересная.

Местная газета «Провинция» приводит слова зампредседателя Донецкой ОГА по коммунальным вопросам Юрия Хиврича, который, услышав просьбу КТУ о помощи, сказал, что, конечно же, поможет... закрыться. Пригрозил, что обратится в региональную техническую инспекцию по горэлектротранспорту, которой вряд ли понравится нищенское техническое состояние константиновского трамвая.

По мнению высокого областного начальника, трамвай для такого города — непозволительная роскошь. И с этим трудно не согласиться — конечно же, роскошью являются требования людей жить в городе с чистым воздухом и удобным транспортом.

Ну, а пока горожане парятся в маршрутках. Душно и неудобно в этих «козельках», куда народу набивается раза в два больше, чем положено. А что поделаешь — ехать-то надо. И каждый «газельщик» искренне уверен, что его машина — резиновая. При том что на два протяжённых маршрута осталось ровно столько же трамваев, ждать экологический транспорт на остановке можно до второго пришествия. И тем удивительнее, что люди ждут. В основном льготники, но и платёжеспособное население не хочет горбатиться в маршрутках.

Как рассказывает Вера Григорьевна, при дневном плане выручки в 800 грн. эти деньги удаётся привезти, если работать без простоев. При цене проезда 75 коп. имеем не такое уж и плохое количество перевезённых пассажиров за день. А если бы трамвай ходил чаще, думается, у маршрутчиков и вовсе шансов не осталось бы.

Есть у Константиновского электротранспорта ещё один плюс. Именно его чаще всего посещают фанаты ЭТ из зарубежья. Почти каждый год приезжают сюда любители общественного транспорта из Великобритании, Германии, США и других стран. В этом городе их больше всего привлекают большая длина маршрутов (хотя из полусотни километров пути сейчас половина в нерабочем состоянии) и приветливое отношение руководства КТУ. От самого города иностранцы, увидевшие его впервые — в шоке.

Пока Минкультуры и туризма думает, чем же привлечь западного туриста в нашу страну, он уже и сам нашёл то, что ему интересно. Его любопытство только поддержать осталось.


А в лучшее верится

Горисполком уже спас однажды городской транспорт. Может, это произойдёт ещё раз? Пусть самого Роженко, который четыре года назад возродил трамвай в городе, уже нет при власти. Но должны были остаться люди, с которыми он работал. Однако зам городского головы Аркадий Демченко моего оптимизма в этом вопросе не разделил. Да и вообще встретил насторожённо.

— А вам какой интерес до Константиновки, своих, что ли, проблем мало? Трамвай пока никто не закрывает, это я вам точно могу сказать.

— Но контактную сеть в Красном Октябре сняли. Разве без неё трамвай поедет?

— Украли ночью. В милицию заявление есть.

— Украли несколько метров. Неужели не было возможности восстановить...

— Таков приказ по предприятию. КТУ поставило нас в известность. Маршрут всё равно не работает. Вынуждены снять на хранение.

— Конечно, это так, но ведь воруют не одну КС. И если идти таким путём, то, скажем, в другом городе могут собрать у населения все ценные вещи и упрятать их под большой амбарный замок, чтоб не украли.

— У меня вообще-то приёмный день в среду.

— Предлагаете ради вас посетить город ещё через неделю?

— Это ваше дело. Всего доброго.

— И вам также.

Однако, распрощавшись с Аркадием Владимировичем, мы с ним всё же не расстались. Мало того — зам городского головы снял с себя маску бездушного чиновника, рассказал о тех бедах, что преследуют и Константиновку, и её трамвай в последнее время. Поведал о том, сколько времени уходит на прошибание бесполезных стенок, воздвигнутых чиновниками рангом повыше. Какие усилия приходится прикладывать, чтобы не загнулся весь город вместе с ещё бегающими двумя трамвайчиками и коптящими небо бывшими промгигантами.

— Мы работаем на будущее, верим в него. Но из Киева нашего города не видно. В этом году мы получили из госбюджета средства только на ремонт дорог. Что делать с ремонтами кровель, лифтов и другого? Трамвайным вагонам по 35-40 лет, необходим капремонт. Город ежегодно выделяет КТУ 1 млн. грн. Но если в управление не вкладывались средства уже десятки лет, то это всё равно не поможет. Проезд льготной категории граждан из госбюджета компенсирован лишь на 7-8% расчётной суммы.

А если почти все льготники ездят бесплатно, то сколько должен город выделить, чтобы покрыть расходы? При том что в Константиновке почти все заводы стоят, бюджет дотационный. Платёжеспособное население подалось на заработки. Положение хоть как-то исправила бы монетизация льгот. С этим предложением уже неоднократно и город, и транспортные предприятия выходили на правительство. Если бы за билеты платили все, транспорт мы могли бы содержать.

— Вы б хотя бы стоимость проезда подняли. По 75 копеек нигде, кроме вас, уже не осталось.

— Мы этим занимаемся, но это дело небыстрое. Согласование идёт через Киев, с Минфином и МинЖКХ. Да и смысл поднимать до рубля какой, если себестоимость перевозки одного пассажира — 5 грн. 58 коп.? Без финансовой поддержки город трамвай просто не вытянет. Люди и сами это понимают, и на общественных слушаниях звучали предложения о том, чтобы заставить платить льготников хотя бы по 20 коп. Причём сами льготники были в принципе согласны. Ну хорошо, проводим мы это решение на сессии горсовета, а дальше обязательно найдётся хотя бы один, кто продаст протест в прокуратуру.

— В соседней Горловке в трамваях, кроме обычных, продают ещё и благотворительные билеты. Если человек хочет пожертвовать какую-то сумму, он их покупает. За эти деньги там удалось «откапиталить» один трамвай.

— Пока мы таким способом соберём средства, ремонтировать будет уже нечего. Те же пенсионеры скажут нам: вот мы деньги дали, а вы трамвай закрыли, а деньги, наверное, украли. Вы видели состояние КС, путей, вагонов? Тут бабушкины 20 копеек дело не спасут. Всё нужно модернизировать, а сколько для этого потребуется миллионов? О развитии любого направления можно говорить лишь при наличии собственной прибыли. А у нас даже дотаций ещё попробуй дождаться. И, наверное, те же бабушки вряд ли будут довольны, если полученные средства мы пустим не на подготовку города к зиме, а на ремонт трамвайного хозяйства.

Если бы в хорошем состоянии находились рельсы, КС, да и сами вагоны, тогда можно было бы кинуть клич по городу: «Помогите, кто сколько сможет!» Мы бы стабильно выделяли людям на зарплату. Как-то пережили бы смутные времена. А так, благодаря пожертвованиям константиновцев, можно лишь продлить агонию. Да и много ли вы найдёте людей, готовых что-то пожертвовать? Понимаю, что это звучит печально, но это действительно так.

В трамвае кондукторша спрашивает меня: «Сынок, что там слышно? Закроют нас или нет?»

— Да пока вроде обещали оставить.

— У нас говорят, что закрытие трамвая — это наказание Константиновке за то, что на выборах всегда коммунистов поддерживает, а не «регионалов». Как ты думаешь, правда?

Я поспешил успокоить старушку, сказав, что во вполне «регионовской» Макеевке трамвайные рельсы уже даже выдрали из земли. А в соседней Дружковке и вовсе закатали в асфальт. Так что дело здесь вовсе не в мстительности высоких чиновников. Местные власти, увы, просто бессильны. А центральным, к сожалению, не до маленького промышленного городка.

http://2000.net.ua/b/63682
69
Написал Gvothdew 2009.08.10 19:49:24
Рейтинг:
как это печально.
7
Написал Garyok 2009.08.10 23:45:00

м-дя, незалежная...
3
Написал tirl 2009.08.11 02:20:26

Удивляет, какие только отговорки не придумывают, чтоб закрыть трамвай. Даже если это единственный вид транспорта в городе и что без него придётся идти пешком 15 километров. Сугробами завалило линию - закрываем, автоавария была на рельсах - закрываем маршрут. Просто нет слов, чтобы описать такое
4
Написал dars-dm 2009.08.11 10:44:24

То, что происходит на Украине нам еще только предстоит.
4
Написал TCH-15 2009.08.11 11:18:44

Кстати, ещё несколько маршрутов в эти дни закрыты в Ярославле.
0
Написал eugen 2009.08.11 14:15:09

надеюсь, в Ярославле, во время ремонта улиц к тысячелетию, рельсы не разберут..
предчувствую, сколько ещё новостей подобных этой прочитаю.. и это ужасно.
0
Написал Narambug 2009.08.11 19:37:03

Narambug, там, где закрыли, рельсы уже вовсю выдирают.
0
Написал МС 2009.08.11 19:40:10

Пока будет сидеть ЭТА власть, такая судьба будет уготована всему ЭТ в стране. Рано или поздно доберутся до любого уголка, где можно передать судьбу перевозок в лапы таксистов и газелистов... Лобби есть лобби и откаты есть откаты. Пока чиновники любой категории не начнут болтаться на столбах повешенными, в стране реально не будет никакого прогресса в борьбе с коррупцией
0
Написал Fedor81 2009.08.12 03:29:06

Господа, а вот вы правда всерьёз уверены, что трамвай в Константиновке обязательно нужен? Я, например, не знаю современной структуры тамошних пассажиропотоков. Я там просто ни разу не был. Но согласитесь, ведь вполне возможно, что после закрытия заводов-гигантов возить стало попросту некого. Вы такой вариант не рассматриваете?

Пожалуйста, хотелось бы услышать комментарии тех, кто там был, и был недавно. Существуют ли в городе сколько-нибудь трамвайные пассажиропотоки, или в текущей ситуации уместнее было бы нормально организованное автобусное/маршруточное сообщение?
0
Написал Петушков Илья 2009.08.14 20:55:42

Петушков Илья, если бы возить было некого, то в Константиновке не было бы даже маршруток. Однако... С их появлением трамваю, действительно, возить стало некого.
0
Написал МС 2009.08.14 21:40:11

Пишите письма: metronews@mail.ru