Метки: архангельск; история; трамвай

День рождения самого северного трамвая

12 июня 1916 года, из ворот трамвайного парка Архангельска вышли первые восемь новеньких вагонов, которые доставили почётных пассажиров — местное начальство и купечество — к зданию городской Думы...

Финансовые итоги первой недели работы трамвая оказались приличными — ежедневная выручка превышала тысячу рублей. Власти решили извлечь из этого свою выгоду и дополнительный доход в городскую казну — Дума приняла постановление о повышении тарифов. В первые дни стоимость проезда от Архиерейской (Урицкого) улицы до здания думы (угол Полицейской — ныне ул. Свободы) составляла 7 копеек, то с после возрастания она увеличивалась до 10. Плата за проезд до «Красного Креста» (ныне ул. Суворова) поднималась с 10 до 15 копеек.

В 1917—1920 годах открылось трамвайное движение в Соломбале, затем были проложены рельсы до 6-й версты (ныне 3-й лесозавод). В зимнее же время вагоны по речному льду бегали как через Кузнечиху, так и на левый берег Северной Двины — к железнодорожному вокзалу. Этим работам была дана высокая оценка на проходившей в Москве в декабре 1922 года Первой всероссийской трамвайной конференции. Особенно на ней было отмечено, что «Архангельск является единственным городом в России, в котором трамвайное движение совершенно не прерывалось в годы революции, мировой и гражданской войн».

На высоте оказался Архангельск и по показателям обслуживания населения — например, в 1920 году он был одним из первых как по абсолютному числу перевезённых пассажиров, так и по числу поездок на одного жителя. На конференции был отмечен и тот факт, что в начале 20-х архангельский трамвай отличался дешевизной тарифов — они по сравнению с петроградскими и московскими были ниже в два-три раза.

Всё вышеперчисленное позволило конференции констатировать, что «Архангельск по состоянию трамвайного хозяйства занимает одно из первых места в РСФСР».

До 1956 года в городе было две независимых сети — одна в центральной и южной частях города, а другая начиналась в районе Соломбала на севере реки Кузнечихи и обслуживала удалённые от города северные окрестности.

В лучшие времена трамвайная сеть Архангельска представляла из себя 56 км пути и 5 маршрутов. При этом трамвай был удачно привязан к самым оживлённым точкам города и поэтому пользовался у пассажиров большей популярностью, чем пущенный относительно недавно, в 1974 году, троллейбус.

Почти во всех старых путеводителях по Архангельску подчёркивалось, что именно в этом российском городе, расположенном на 64-й параллели, действует самый северный в мире трамвай.

В истории архангельского трамвая немало оригинальных фактов. Например, это был последний трамвай, пущенный в России до революции — в 1916 году. Долгие годы здесь действовали ледовые трамвайные переправы через реку Кузнечиху и даже через Северную Двину, к старому вокзалу, находившемуся раньше на противоположном от центра города берегу.

В отличие от большинства других городов, где трамвай в 20-30-е годы «ушёл» с центральных улиц на менее «парадные», трамвай в Архангельске до самых своих последних дней ходил и по главной городской магистрали — Троицкому проспекту (ранее — проспекту Павлина Виноградова), вполне вписываясь как в габариты улицы, так и в её архитектурный облик.

К сожалению, о «самом северном в мире трамвае» сегодня приходится говорить в прошедшем времени. В июле 2004 года трамвай было решено закрыть. Всё началось с закрытия в апреле 2002 года трамвайных маршрутов, идущих из центра города в Соломбалу. В самой Соломбале трамвай, ходивший там по двум «внутренним маршрутам», также закрылся.

В мае 2003 года городские власти принимают решение снять трамвай и с главной улицы города — Троицкого проспекта. При этом предполагалось, что уже через три месяца после прекращения движения трамвая по главной улице начнут курсировать троллейбусы. Таким образом, в 2003 году у архангельского трамвая остался единственный — второй маршрут — от морского вокзала до лесозавода № 2 «Красный Октябрь», но и этой, последней ветке жить оставалось чуть больше года.

В сентябре 2004 года мэрия Архангельска принимает окончательное решение о закрытии трамвая. Фактически же он был закрыт ещё в июле — когда за неуплату счётов энергетики отключили трамвайщикам электроэнергию. «Самый северный трамвай» прожил в Архангельске 88 лет...

Виктория Осипова
ИА «Двина-Информ»
29
Написал Шпекавыг 2008.06.17 01:41:48
Рейтинг:
К сожалению, в Архангельске почти прекратилось и троллейбусное движение, причина - задолжности по электроэнергии, маленькая рентабельность. В России стало весьма популярное "решение всех бед", даже не смотря на протесты жителей городов. Жаль, что общественный транспорт везде стараются заменит на "безбашенных маршруточников", которые не имеют должной квалификации на профессиональную перевозку пассажиров.
6
Написал TAXIST 2008.06.17 15:04:06

TAXIST, хочется надеяться, что "безбашенные маршруточники" - это всего лишь временное решение проблемы. Авось, лет через 5-10-15 в крупных городах придут к западному понятию "пассажира", а там, глядишь, и остальные регионы подтянутся...
10
Написал Sonvalt 2008.06.17 17:20:00

Sonvalt, будем надеятся, но пока что у нас складывается плачевная ситуация
5
Написал TAXIST 2008.06.18 02:25:28

Пишите письма: metronews@mail.ru